Культурологи любят рассуждать о влиянии на культуру самых неожиданных вещей. Вот, например, пиратство служило развитию культуры. Пираты заводятся там, где есть излишки, и перераспределяют их. Скажем, испанцы в 17 веке грабили Америку, но их корабли, в свою очередь, грабили пираты, растаскивая добро по всей Европе.
Общий рост благосостояния способствовал наукам, технологиям, искусству. Такая теория. У разбойников есть еще одна культурная заслуга – они оставляют после себя клады. Без малого три сотни лет назад, в Финском заливе затонул корабль морских преступников-контрабандистов «Архангел Рафаил». Уже в наше время его обнаружили археологи, и теперь этот клад демонстрируют на выставке, открывшейся в Меншиковском дворце Ораниенбаума. На абордаж его Серебряных кладовых пошла Анна Лесина.
Они свидетели преступления, немые рассказчики трагедии, случившейся 300 лет назад. Немецкое судно «Архангел Рафаил» в 1724 году раздавило льдами во время погрузки в трюмы контрабандного товара. Корабль, начиненный рогожей и кожей, унес на дно весь ценный груз. Щекотливое дело расследовал сам Петр I, но приблизиться к тайне смогли только сейчас: уникальные экспонаты, доставленные командой русского географического общества прямиком из затопленных трюмов, готовы без прикрас рассказать о жизни корабельных моряков.
Подводное расследование началось четыре года назад, судно более десятка раз принимало любопытных гостей. Каждое погружение длилось по 8 часов и приносило удивительные результаты. Мирно спавший корабль бережно сохранил тарелки, скребки, щетки и даже 43 рябчика, замаринованных в бочонке.
Утварь спасло чудо: во время крушения деготь вытек из лопнувшей бочки и залил вещи, защитив их от коррозии. Если бы не витрина, мы бы почувствовали легкий аромат морской соли и воды. Спасся и этот кафтан. В процессе его восстановления удалось снять плотный слой дегтя и в первозданном виде сохранить все 94 декоративные пуговицы, сделанные из дерева и оплетенные шерстяной нитью. Такой сложной реставрации не делали еще ни в одной стране мира.
Быт прошлого познается в деталях: варежки петровского периода имели шесть пальцев, их стороны можно было менять по мере изнашивания. Обувь же не имела привычной нам левой и правой формы. Практично. Экспедиция еще не завершила работу, исследована всего треть судна. «Архангел Рафаил» продолжает хранить в толще воды многовековые тайны прошлого.