Художник Карл Брюллов как-то, получив один из больших заказов, воскликнул: «Мне тесно, я бы теперь расписал небо!»
И будь у него такая возможность, точно бы это сделал. Писал Брюллов много, наследие его действительно впечатляющее. А еще оно скрупулезно изучено искусствоведами. Но сюрпризы все-таки случаются. Пять лет назад было обнаружено сразу 10 полотен Брюллова, о которых ранее не знали даже специалисты. Коллекцию такого неизвестного «великого Карла» собрал его потомок Андрей Катков. Семейные реликвии редко выставляют на общее обозрение. Но именно такой, редкий, случай представится сейчас тем, кто посетит Константиновский дворец. Там выставлено восемь работ Брюллова из частного собрания. Павел Богданов продолжит.
Парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет и даже конный «портрет-прогулка» — портреты Карл Брюллов рисовал с детских лет. И почти у каждой картины свой подтекст. Здесь время и люди — словно визуальный учебник истории.
Павел Богданов,корреспондент: «Вот, например, «Портрет молодой женщины у фортепиано» — это ведь личная драма Брюллова. На этой картине первая и единственная жена художника Эмилия Тимм. Он выгнал ее из дома после медового месяца. А она не забыла прихватить все семейные драгоценности».
Еще одна почти кинематографическая история связана с портретом Авроры Демидовой — жены богатейшего промышленника эпохи Николая I. Она похоронила трех мужей, причем первого через несколько дней после свадьбы. Демидова ушла из жизни в 94 года. Говорят, что корабль «Аврора», сгоревший в одном из сражений Русско-турецкой войны, был назван в ее честь, а потом его имя унаследовал революционный крейсер.
С родом Демидовых Брюллова вообще связывают прочные отношения. Его самую знаменитую картину «Последний день Помпеи», после которой Брюллова стали называть Карлом Великим, заказал ему младший брат мужа Демидовой Анатолий Николаевич Демидов. Ему принадлежали железоделательные и медеплавильные заводы на Урале. Это единственная на выставке незаконченная картина Брюллова. Она завершена его учеником Керубино Корньенти.
По воспоминаниям современников, Карл Брюллов воображал себя неотразимым красавцем и с годами все больше стеснялся своей внешности. Но сила его искусства такова, что заставляет поверить, что мужчина с задумчивым взглядом, который смотрит на нас с автопортрета, еще полон сил, хотя из-за болезни сердца в тот момент художник уже прикован к постели.
«Удержать лучшее в лице и облагородить его — вот настоящее дело портретиста», — эти слова самого мастера и составляют суть его дарования.