Расцвет молодежного нонконформизма начался, когда власть уже совсем обеззубела. Что вобщем и обусловило иронично-глумливый характер всего неформального на долгие годы вперед. Наши легенды скромнее, но они есть. Одна из них – Пушкинская, 10.

Место обретения себя художниками, музыкантами, акционистами околоперестроечного времени. Сами стены здания хранят сотни легенд о населявших его персонажах. Сейчас, в новом, уже благообразном, виде Пушкинская, 10 рассказывает их на выставке «Старая Пушкинская». Преданьям старины глубокой внимал Павел Богданов.

Когда вспоминаешь 1990-е, чувство ностальгии часто смешивается с чувством стыда. За себя самих и страну, скажут одни.  Но ведь это была эпоха больших надежд. Время, когда казалось, что железный занавес  бесповоротно рухнул и реванш уже не возможен, ответят  другие.

И у тех, и у других своя правда. Так что споры об этом времени не утихают совсем не случайно. Ведь большинство из нас словно те самые писатели — выросли, но не из гоголевской «Шинели», а из сумасбродства и невероятного «движа» тех лет.

История Пушкинской, 10 словно срез времени и яркая иллюстрация того, что Советский Союз развалили не инопланетяне или агенты ЦРУ. Он рухнул  сам. Советская  власть еще готова была по инерции судить и запрещать, но, по сути, была уже никому не интересна. А ей самой был давно не интересен и народ. Вот в этой атмосфере для кого трагического, а для кого счастливого безразличия и появилось то, что теперь называют музеем нонконформистского искусства.

В конце 1980-х это было никому ненужное, пустое здание, стоявшее  в ожидании капремонта, как и десятки других  домов  в центре города. Художники из «Товарищества экспериментального изобразительного искусства», давно мечтавшие о собственном помещении, просто часто встречались рядом. Однако сделав вроде бы случайный первый шаг, художники были готовы идти до конца. И даже потом, когда грозили расселением, отключали свет и тепло, жизнь на Пушкинской, бесшабашная и нищая, как и все то время, не останавливалась ни на минуту. 

Руководители дома были  людьми творческими, и представления о рае для художников у них были разными и регулярно менялись. Но это детали. Главное — Пушкинская, 10 стала местом притяжения. Здесь давали путевку в жизнь, здесь складывались семьи и творческие союзы, здесь, увы, бывало и обрывались жизни. Сейчас, конечно, все цивилизованнее. На место пьянкам и тусовкам пришли коллаборации и институты. Стало ли от этого лучше для современного искусства в России, еще большой вопрос. Впрочем, он вполне справедливо остался за рамками выставки «Старая Пушкинская».