Китайскому дворцу в Ораниенбауме 250 лет. Последнее 10-летие ведется его реставрация, но к юбилею открыли интерьеры трех залов.

Говоря о значении этого дворца, достаточно было бы упомянуть, что это единственный в России памятник в стиле рококо. Своеобразная архитектурная игрушка, которую Антонио Ринальди создал, подчиняясь мимолетному капризу императрицы Екатерины  II.

Но помимо исторического наследия это еще и культурный аттракцион, капсула времени, где поразительной красоты интерьеры переносят посетителей в атмосферу галантного века. 

Реставраторы сделали все, чтобы вернуть именно эту неподдельную достоверность внутреннего убранства. Как водится, столкнулись со сложностями, сделали массу открытий. Их рассказы и собственные ощущения обобщила Анна Лесина.

«Домик, что в верхнем саду», «Голландский домик», «Домик собственный ее императорского величества» — как только ни назывался Китайский дворец Екатерины II, пока наконец не приобрел свое нынешнее название. Что многим кажется удивительным — уж очень он не похож на восточное зодчество.

Эксперты советуют присмотреться: вот же стены, украшенные пасторальными пейзажами, вышивка ворсистым шелком, наконец, вазы из мейсенского фарфора. Ненавязчивые китайские мотивы — дань моде на шинуазри. Резиденция, спроектированная Ринальди как дача, была рассчитана на несколько десятилетий. Но простояла уже четверть тысячелетия. 

— Это действительно чудо. И я думаю, что его устроительница, великая Екатерина, этого не ждала и об этом не думала. Потому что если бы об этом задумались, выбрали бы более удобное место. Ведь это очень сложная в геологическом смысле территория. Поэтому и зданию было с ним некомфортно, и архитекторы всегда с ним мучились».

И мучились реставраторы. Неотапливаемые стены дворца отсырели, паркет был покрыт льдом. За четыре года удалось восстановить первоначальный облик дворца с сохранением оригинальной отделки. «Кабинетик Павла I» вновь украшают подлинные китайские мраморные и деревянные панно. Завершает восточную анфиладу покоев князя будуар с нетронутыми падугами потолка. 

— В будуаре деревянная резная облицовка, нижняя часть панелей — орех, верхняя — красное дерево. И плюс по ней выполнена масляная живопись. У нее наиболее сложный интерьер. Когда мы вошли туда, там было настолько сыро, и так была увлажнена древесина, что первоначально ни одна из существующих методик не работала. Пришлось в течение двух лет плавно, медленно сушить».

В будуаре ждала и уникальная находка: подлинные двери дворца, к которым прикасалась сама императрица. Они не одно столетие скрывались от посторонних глаз. Еще один возрожденный зал — штофная опочивальня. Сегодня на ее стены вернулись редчайшие соломенные панно, вышитые синелью и стеклярусом в XVIII веке мадам де Шель. 

— Это была опочивальня Павла Петровича. Это скорее официальная спальня. Дело в том, что в Китайском дворце никто никогда не ночевал, никто никогда не спал в XVIII столетии, это был павильон, в который приезжали развлечься, опочивальня — это данность, комната, которая должна была быть в любом дворце.

Восхищенный взгляд в пол. Реставрация наборного паркета проходила с особым трепетом. Под ногами размещено более 20 пород дерева родом из Европы, Азии и Африки. Правда, блуждать по всем кабинетам пока нельзя. Еще семь залов нуждаются в реставрации. Через несколько лет работы завершатся, и «шкатулка с драгоценностями», как любя называла покои сама императрица, засияет вновь.