Сила в правде. В этом был уверен Данила Багров — герой культового фильма Алексея Балабанова. Как ни парадоксально, с этой его мыслью, не с методами, согласился бы Махатма Ганди — политический, общественный деятель, борец за независимость Индии. Он же создатель философской концепции Сатьяграха, что на санскрите означает «упорство в истине».

Оперу о поисках правды Махатмой Ганди в 1979 году написал американский композитор-минималист Филип Гласс. До российской сцены его «Сатьяграха» добралась лишь недавно — оперу поставили в Екатеринбурге. А накануне её услышали и в Петербурге. На спектакле екатеринбургского театра оперы и балета побывал Виктор Высоцкий.

«Для меня момент подлинности наступил, когда я писал «Сатьяграху», — рассказал в своих воспоминаниях композитор Филип Гласс. В центре этой оперной притчи – оперой в традиционном смысле слова это произведение не является –  находится эпизод пребывания Махатмы Ганди в Южной Африке и его борьба против расовой дискриминации. Событийный план и то, что поют, находятся в непрямом соответствии. Поют на санскрите текст из книги Бхагаватгита, а действие представляет собой ряд живых картин, своего рода альбом фотографий, на которых запечатлены эпизоды биографии Ганди.

Все сочинение посвящено двум философским идеям: непротивления злу насилием и сопротивления злу ненасильственным деянием, что находится в полемике с буддистской максимой «недеяния». Опера была написана в конце 1970-х годов и только недавно попала на российскую сцену благодаря директору екатеринбургского оперного театра, его интересу к индийской философии и Филипу Глассу.

В драматургии «Сатьяграхи» можно заметить скрытый конфликт: мысль о действенном, пусть и ненасильственном сопротивлении угнетению музыкально выражается в повторяющихся мотивах, соответствующих характеру древнего текста, но одновременно представляющих собой метафору «недеяния». Так, каждой сцене оперы на протяжении 15-20 минут соответствует одна единственная музыкальная фраза, назойливо воспроизводящаяся с микроизменениями. Один вопрос только: какой интерес может в такой музыке находить дирижер, вынужденный работать метрономом?

За стиль легко спрятаться. Минимализм очень подходит ленивым композиторам, творчества которых хватает только на один мотив. Все остальное – повторение. Но вот для режиссера работать в системе музыкального минимализма – задача действительно очень сложная. И мы видим, как мастерски здесь с ней справляется постановщик: движение, жизнь внутри, казалось бы, статичных мизансцен удачно дополняют несколько навязчивую медитативность музыки, держат внимание.

Сатьяграха —  санскритское слово, означающее «путь правды». Созданием этого произведения Гласс вступил на свой собственный путь правды – путь неравнодушия к общественным проблемам. Композитор ставит рядом с Махатмой Ганди еще двоих борцов с несправедливостью: Льва Толстого и Мартина Лютера Кинга. Сегодня все три фигуры – история. Но кто знает, не смотрит ли это произведение и в будущее тоже.