В минувшие выходные не спали многие европейские мегаполисы. Не спал и Санкт-Петербург, ведь в ночь с субботы на воскресенье проходила международная акция «Ночь музеев».
В этом году ее темой стали «Метаморфозы». Неожиданные превращения, трансформации произошли в залах более сотни музеев, галерей, выставочных и концертных площадок Петербурга. Напоминало действо некий музейный карнавал. Самые стойкие и самые культурные гуляли всю ночь до утра буквально. Была среди не спящих и любознательных и Дарья Патрина.
В музей-квартиру Ахматовой длинная очередь. Там, в квартире, специальная серьезная экскурсия на тему зеркал в творчестве поэта. А здесь, в саду, — портал в Зазеркалье. Шляпная мастерская, безумное чаепитие, дерево, рассказывающее сны обериутов, ряженые на каждом шагу. Чтобы провалиться в кроличью нору абсурда, достаточно бумажной шляпы на голове. Она как атрибут соответствующего настроения.
«Серьезное отношение к чему-бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой,» — написал Льюис Кэрролл, и в «Ночь музеев» в Фонтанном доме с ним совершенно согласны.
Первыми эту ночь полюбили музейщики. Она для них — возможно, единственный раз в году, когда позволительно скинуть академические оковы. Теперь «Ночь музеев» любят библиотекари, галеристы и даже архивариусы. Не считая, разумеется, посетителей.
Длинные очереди выстраиваются повсеместно. Вот, например, выставка скульптуры и графики Сальвадора Дали, открывшаяся в конце декабря. Но такого ажиотажа, как в «Ночь музеев», она не вызвала даже в первый месяц после открытия.
Прямо над рисунками эпатажного испанца – комната Анны Павловой, где каждый желающий может примерить пуанты и шопенки. Тем временем в музее-квартире Аллилуевых актеры уже примерили на себя образы Владимира Ильича, Надежды Константиновны и будущей жены Сталина.
На «Ленфильме» посетителей гримировали, предлагали роль ведущего прогноза погоды и фотографировали как бы для актерского портфолио.
В фондохранилище Эрмитажа учили танцевать менуэт. В Музее истории религии волонтерам предложили попробовать себя в роли экскурсоводов. Клич кинули в феврале. Из 50 претендентов в «Ночь музеев» вышли 15.
Попробовать что-то новое, несколько раз поменять маски и раскрепоститься – в Петербурге «Ночь музеев» оказалась неожиданной заменой традиционному карнавалу. И в этом смысле главная метаморфоза из года в год происходит с музеями – с парнасских высот они спускаются на уровень площадной культуры. Да и отношение к происходящему в эту майскую ночь зависит лишь от того, удалось ли вам сохранить свою «гораздость» и возникло ли у вас настроение надеть бумажную шляпу.