Если живешь в доме-памятнике, то надо пройти длинную череду согласований, прежде чем начать реставрацию. Но энтузиастов это не останавливает. Тем более что на сухом канцелярском языке эти потрясающие внутренние интерьеры старинных домов называются общедомовой собственностью, а значит, это зона ответственности жильцов и их управляющих компаний. Так что рассчитывать можно только на себя.
Но в итоге, оказывается, что любовь к городу за свой счет сначала окупается моральным удовлетворением, а потом и капитализацией собственных квадратных метров. Парадных блеск оценила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Марченко.
Доходный дом Веге на набережной Крюкова канала. Мрачная красота снаружи и поистине аристократическая роскошь внутри. Заслуга не только архитектора здания Сергея Овсянникова, но и одного из жильцов.
АНТОН ЧЕКРЕНЕВ,житель доходного дома Веге: «Вот Ельцин победил, и начали ремонт. Нам казалось, что теперь не страшно. Я так воспитан. Должно быть так. Я считаю: парадная — это парадная, вход, а есть черный ход. И он не должен быть заколочен, как по Булгакову. Он должен выглядеть именно так».
Антон Чекренев купил здесь квартиру в 94-м. В холл тогда страшно было войти.
АНТОН ЧЕКРЕНЕВ,житель доходного дома Веге: «Я, к сожалению, не помню, какая из эти четырех голов была на месте. Все остальное отсутствовало. Как и разбитые панно».
До революции просторные апартаменты занимали высшие чиновники, адмиралы, артисты Мариинского театра. 1917-й все изменил. Вместе с коврами из холлов исчезли мраморный фонтан, хрустальные люстры и скульптуры сатиров.
По инициативе Чекренева профессиональные архитекторы восстановили некогда пышное убранство парадной.
Бывшая гостиница «Пале-Рояль» на Пушкинской улице. Не самая шикарная в Петербурге Серебряного века. Меблированные комнаты по карману начинающим литераторам и артистам. Здесь Владимир Маяковский назначал свидания Лиле Брик.
МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент: «О том, что в начале ХХ века это была знаменитая в богемных кругах «Пале-Рояль», где бывали Шаляпин, Бунин, Маяковский и другие известные личности, уже давно ничего не напоминает. Стены исписаны, а лестничные пролеты больше напоминают общественный туалет и рюмочную».
Всю зиму возле батареи ночевали бездомные. Здесь же пили, ели, рассказывает Сергей Косолапов. Он в одной из коммуналок живет с 1971-го, с рождения. На его глазах в 90-х из парадной выносили остатки былой роскоши.
СЕРГЕЙ КОСОЛАПОВ,житель доходного дома баронессы Л.К. фон Таубе: «Люстра висела, зеркала. Люстру алкаши сняли. Все ушло за бутылку водки».
За бесценок в пункты цветного металла сдали держатели для лестничных ковров и фрагменты ажурной решетки. Пару лет назад работники «Жилкомсервиса», который обслуживает дом, закрасили исторический лазурный цвет стен.
СЕРГЕЙ КОСОЛАПОВ,житель доходного дома баронессы Л.К. фон Таубе: «Вот так она выглядела вся, весь подъезд. А потом все замазали абы как. Вот он, настоящий цвет».
Надежда на возрождение у дома есть. Не первый год инвестор расселяет коммуналки, планирует снова открыть здесь отель.
Здание — памятник архитектуры регионального значения. Все реставрационные работы, даже на лестнице, придется согласовывать.
КСЕНИЯ ЧЕРЕПАНОВА,секретарь совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга: «Необходимо разрабатывать проектную документацию, согласовывать ее с комитетом. Получать на все виды работ сначала разрешение комитета. Комитет следит за всеми этапами, принимает».
Согласования занимают не один месяц, экспертизы стоят немалых денег. Узнав, что их ждет, собственники квартир в домах-памятниках чаще всего принимают решение восстанавливать интерьеры парадных, никого не ставя в известность.
В ТСЖ «Добролюбова, 19» рады, что все работы сделали до того, как здание взяли под охрану.
НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВА,председатель ТСЖ «Добролюбова, 19»: «Думаю, если бы это надо было согласовывать с КГИОП, то, конечно, все эти процедуры, потому что мы уже делали с ними фасад, конечно, мы бы за это не взялись. Конечно, если бы это сейчас пришлось делать официальным путем, просто нет времени, понимаете. Намного быстрее собрать деньги и сделать».
Дом акционерного общества «Строитель» в начале ХХ века поражал роскошью, а на его излете стал декорациями к фильму «Брат».
Новые собственники квартир, расселив коммуналки, не пожалели денег на восстановление былого великолепия элегантных холлов. Мрамор везли из Турции, витражные стекла из Эстонии.
НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВА,председатель ТСЖ «Добролюбова, 19»: «Какой-то сосед может сдать 10 тысяч, 100 тысяч. А гранд-дама из коммунальной квартиры сдаст 100 рублей. Но эти 100 рублей намного важнее. Принцип, что каждый должен принимать участие. Тогда люди это все берегут».
Один миллион рублей ТСЖ «Жуковского, 28» вложило в реставрацию парадной. С такими тратами были согласны не все владельцы квартир. Управляющий товариществом, выпускник ФИНЭКа Артем Янусов объяснил: инвестиции выгодны всем.
АРТЁМ ЯНУСОВ,управляющий ТСЖ «Жуковского, 28»: «Это вам любой риелтор скажет: когда ты заходишь в чистую, красивую парадную, а если она еще отреставрирована, конечно, цена квартиры возрастает. Я примерно подсчитал, что тысяч на сто выросла стоимость квартир».
Хотя дом не охраняется государством, а значит, строгие требования на него не распространяются, парадной вернули исторический облик.
АРТЁМ ЯНУСОВ,управляющий ТСЖ «Жуковского, 28»: «Очень долго работали реставраторы. Бывало даже, когда я к ним подходил, они говорили: ну что с цветом, я ищу цвет. И вот так человек целый час сидел и искал цвет».
Во многих странах энтузиастов, которые не жалеют денег на восстановление исторических зданий, поддерживает государство.
АЛЕКСАНДР КОНОНОВ,заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК: «В европейских странах налоговые льготы. Те затраты, которые собственник несет на поддержку и реставрацию здания, потом он может компенсировать за счет налоговых вычетов».
Помочь в деле возрождения домов-памятников могла бы и целевая госпрограмма наподобие той, по которой долгие годы ремонтировали фасады.
Пока же восстановление лепнины и витражей в парадных остается обязанностью собственников квартир. А среди них все больше тех, кто не жалеет сил и денег на возвращение старинным домам самого ценного — дореволюционной атмосферы.