В Министерстве обороны на этой неделе прошел единый день приема военной продукции. Результаты впечатляют. Выполнение гособоронзаказа в первом квартале уже достигло 44%. С максимальной нагрузкой работают и предприятия оборонного комплекса в Петербурге. Их более 150, крупных и средних, в которых занята едва ли не четверть всех, кто трудится в петербургской промышленности.
Один из столпов нашего ОПК — морское бюро машиностроения «Малахит» — в этом году отметил 70-летие. На его счету свыше 50 проектов, по которым построено больше 300 подводных лодок, в том числе 100 с атомной энергетической установкой.
Перспективы предприятия — создание подлодок пятого поколения и обитаемого глубоководного аппарата, с помощью которого можно будет опуститься даже на дно Марианской впадины. Впрочем, эти планы — видимая вершина айсберга для непосвященных.
«Малахит» — предприятие с максимальным режимом секретности. Получить туда доступ крайне сложно. Но корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург» Евгению Соловьеву это удалось.
ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент: «Одно из самых закрытых учреждений — КБ «Малахит». В этих стенах рождался атомный подводный флот страны. Самая быстрая в мире подводная лодка, чей рекорд до сих пор не побит, тоже родом отсюда. И эти прорывные технологии 50-60-х годов прошлого века потянули за собой очень многие отрасли. И речь не только о судостроении».
С первых дней появления в мировом океане подводный флот доказал свой непререкаемый авторитет. А ядерные энергетические установки и вовсе превратили субмарины в безраздельных хозяев подводного царства.
Первая такая лодка в Советском Союзе была построена в 1958 году. Это была знаменитая К-3, созданная «Малахитом» следом за американскими «Наутилусом» и «Морским волком». Лодка получилась быстроходнее: на испытаниях в погруженном состоянии она дала 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность.
И это был не просто прорыв. С К-3 начались история всего атомного флота. В том числе ледокольного. Но главная цель и тогда и сейчас — сдерживающий фактор для тех, кто любит поиграть ядерными мускулами.
РАДИЙ ШМАКОВ,главный конструктор атомных подводных лодок I-го и II-го поколений: «Лодки строят не для парада. Лодки делают, не дай бог, для какой-то неприятности. Сегодня наши подводные лодки имеют передовое оружие. Это точечные удары туда, куда надо. И никто не должен сомневаться, что не будет удара возмездия. Будет!»
Капитан первого ранга Курдин на «Малахитовых шкатулках», так неофициально называли лодки петербургского КБ, не служил. Но о боевых возможностях этих субмарин знает не понаслышке.
ИГОРЬ КУРДИН,председатель клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга: «Когда они на учениях изображали лодки вероятного противника, это, поверьте, было даже гораздо сложнее, чем отрываться от преследования американских или английских подводных лодок».
При этом, вопреки заблуждениям, высокая скорость, запредельные глубины, никогда не были самоцелью для конструкторов подлодок. Главное преимущество субмарины, особенно в дуэльной ситуации, когда необходимо первым обнаружить, выйти на боевые углы атаки и уничтожить противника — бесшумность.
А в новых условиях появился еще один критерий: военно-экономическая эффективность. То есть минимальная стоимость при максимальных ТТХ. Все это в полной мере реализовано в российских подлодках четвертого поколения родом из Петербурга.
ВЛАДИМИР ДОРОФЕЕВ,генеральный директор морского бюро машиностроения «Малахит»: «Новейшая многоцелевая подводная лодка «Ясень», которая несколько лет назад была сдана ВМФ, а сейчас продолжается строительство модернизированных кораблей этой серии, она выполняет в том числе и несвойственную многоцелевым атомным кораблям функцию. Это функция стратегического неядерного сдерживания за счет размещения на ее борту крылатых ракет комплекса «Калибр» в неядерном исполнении».
При этом «Малахит» уже анонсировал скорое появление подлодок пятого поколения. Проект субмарины «Хаски», которая станет венцом золотого века судостроения, уже лишила сна и покоя натовских военных.
Как и беспилотные глубоководные аппараты, о которых президент Владимир Путин говорил в рамках послания Федеральному Собранию: суперсовременные, но далеко не последние плоды гения малахитовой конструкторской мысли.
ИГОРЬ КУРДИН,председатель клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга: «То, что мы сейчас приоткрываем завесу секретности, говорим, да, мы эту лодку делаем, это делается, чтобы страна знала, что мы не стоим на месте. А во-вторых, и, может, это главнее, чтобы наши вероятные противники знали о том, что оружие, которое у нас есть сегодня, это хорошо, а завтра у нас будет еще лучше».
РАДИЙ ШМАКОВ,главный конструктор атомных подводных лодок I-го и II-го поколений: «Правильно президент сказал: мои ребята придумают. И мы придумаем».
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях».