Илья Кабаков — гуру московского концептуализма, создатель нового жанра тотальной инсталляции. Кроме того, это один из самых дорогих современных художников. Он уже давно живет в США, последние 30 лет работает в тандеме со своей женой Эмилией. Именно она курирует все его выставки. В Петербурге — тоже.
Кстати, семь лет назад Кабаковы подарили Эрмитажу свою инсталляцию «Красный вагон» — олицетворение Советского Союза. И это ключевая метафора всего его творчества. Надо ли быть рожденным в СССР, чтобы понимать концептуальное искусство Кабаковых? О нашем общем, но таком разном для каждого, советском прошлом — корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Баженова.
Тусклый коридор, на стенах фото и воспоминания. Аутентичный фон для коллажей — узнаваемые обои с узором. Это детство и юность художника Ильи Кабакова. И центральная инсталляция выставки под названием «Лабиринт. Альбом моей матери».
В Главном штабе Эрмитажа открылась ретроспектива творчества художника и его супруги «В будущее возьмут не всех». В Петербурге на три месяца поселился целый мир концептуальных инсталляций авторов. Это произведения, созданные начиная с 50-х годов и по наши дни.
Поражающий масштабом «Красный вагон» — инсталляция Кабакова, которая живет в Эрмитаже с начала нулевых. К ней присоединились еще около ста работ. Вагон без колес, но с такой знакомой музыкой внутри, и уехать-то никуда не может. Так же, как советский человек, судьба которого так интересовала художника.
ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент: «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» — одна из самых известных работ Кабакова 1985 года. Художник буквально через пару лет и сам улетел на Запад. И больше в СССР не возвращался. А вот создавать произведения на темы, волнующие советского человека, продолжил».
Впрочем, супруга и соавтор художника Эмилия Кабакова, прибывшая на открытие экспозиции в Эрмитаж, уверена: страдания испытывали и испытывают не только советские, а люди вообще. В любой точке планеты. Поэтому сужать темы творчества Кабаковых только до реалий СССР совсем неправильно.
ЭМИЛИЯ КАБАКОВА,художник: «Люди во всем мире, не только в России, кругом, они страдают, они хотят счастья, хотят, чтобы их заметили. Они маленькие. И любой из них хочет, чтоб его взяли в будущее. Это искусство принимается всеми не только потому, что оно показывает страдание советских людей. Это глупость, примитивное мышление. Это о людях, у которых и счастье одинаковое, и страдания, и желания одинаковые».
Жанр, в котором выполнены произведения, авторы называют «Тотальной инсталляцией». Нередко работы довольно провокационны. Вот, например, «Туалет в углу», который в начале 90-х вызвал массу неодобрительных отзывов.
Под выставку Кабаковых Главный штаб чуть ли не достраивали. В огромных залах возводили стены и перегородки. Отсюда и ощущение, будто зритель попадает в отдельный город художественной фантазии.
Примечательно, что Эрмитаж был первой площадкой, где впервые в современной России выставили работы концептуалиста.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ,генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Есть разные способы ностальгировать, превращать наше советское прошлое во что-то замечательное. Можно говорить, что мы всех победили и так далее. А можно в том же прошлом увидеть человеческие вещи. Только сейчас стало понятно, что через это мы можем говорить о чем-то великом».
В Эрмитаже представляют и совсем недавние инсталляции Кабаковых. Целый зал посвящен теме полета и свободы. Символ — белоснежные ангелы. Которые, по всей вероятности, и берут в то самое будущее. Правда, кого именно, художники и сами не знают.
Эмилия Кабакова:художник: «Вот мы тоже спрашиваем, и никак не поймем. Не знаем».
За концептуализм Кабакова коллекционеры готовы выкладывать миллионы долларов. Две работы художника — «Жук» и «Номер люкс» — ушли с молотка на аукционе за 5,8 миллиона и 4,1 миллиона. И стали самыми дорогими произведениями современного искусства родом из России.
На родине же эти произведения дороги, скорее, сердцу. Не зря в день открытия у дверей стоит толпа.