Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, как я уже говорил, в Петербурге на заводе "Силовых машин" прошло выездное заседание правительства. На нём обсуждался главный вопрос – как российской экономике выживать в условиях новых санкций, объявленных американцами на прошлой неделе. Ведь это иллюзия, что санкции направлены против олигархов и не коснутся большинства россиян. Коснутся обязательно. А как они отразятся на Петербурге? И почему мы сейчас будем расплачиваться за ошибки 90-х годов, когда в эпоху Ельцина через залоговые аукционы были приватизированы многие ключевые секторы экономики? Давайте рассмотрим эту тему более подробно. Жизнь после санкций.
Это как попадаешь в воздушную яму, когда летишь в самолёте. Сначала страшно. Проваливаешься. А потому вроде и ничего – летим дальше. Так было и с нашей экономикой на этой неделе. Сначала – чёрный понедельник. Обрушение рубля, которого не было с 2014 года. А потом, как говорят биржевики, отыграли обратно. И вроде бы ничего страшного. Но было бы глупо разделять такой натянутый оптимизм Тинькова. И судьба людей, у которых профессия, быть олигархом, волнует многих меньше всего. И главная проблема – не наши олигархи. Главная проблема – наша олигархическая экономика, которая пронизывает все отрасли промышленности. Тяжёлое наследие 90-х, когда на залоговых аукционах было распродано 75% всей государственной собственности. И это самое для нас больное место, куда и наносят удар своими санкциями США. Ведь бьют не по олигархам. Бьют по миллионам россиян, которые работают на предприятиях этих олигархов. Для справки. 150 градообразующих предприятий, так или иначе, аффилированы с бизнес-империями тех олигархов, которые попали в санкционный список. И может возникнуть эффект Пикалёва. Когда Дерипаска в силу своих бизнес интересов закрыл три завода в этом городе. И только приезд Путина, который был тогда премьером, разрешил эту ситуацию. Знаменитое "ручку отдай" стало главным аргументом в диалоге с олигархами.
Но где взять столько Путиных, если подобные пикалёвские конфликты после ввода санкций против олигархов прокатятся по стране. Например, только в Петербурге вот так выглядит карта интересов тех, кто попал под санкции. Вексельберг – телекоммуникации, финансовый сектор, связанный с пенсионными программами, и кластер высоких технологий. Керимов – оборонка и предприятия, занятые в космической отрасли. Дерипаска – строительство, металлургия, фармацевтическая индустрия. Ротенберги – от транспортной инфраструктуры до хоккейного клуба СКА. Мордашёв – тяжёлая промышленность. Список можно продолжать долго. Это десятки предприятий. И это только в Петербурге. А сколько их по всей стране? Но и этот удар российская экономика пока держит. И вроде бы всё получилось по принципу русской поговорки про чёрта, который не так страшен, как его описывают. Но теперь надо научиться не только держать удар. Но и извлекать уроки из этой ситуации. Один, по крайней мере, за всё время введения санкции мы уже, кажется, выучили. Нам теперь надеяться не на кого. Ни на восток, ни на запад. И даже ни на отечественных олигархов. И России никто не поможет. Кроме самой России».