Доллар и евро снова растут, заграница становится дороже – где отдыхать, как путешествовать? Антон Цуман исследовал интереснейшие места недалеко от Петербурга.
Петербургская штаб-квартира Русского Географического общества. Заседание комиссии спелеологии и карстоведения. Ведущих специалистов по изучению пещер и природных полостей планеты. В этот раз, помимо итогов очередных экспедиций обсуждали, ещё одну важную тему — подземные туристические маршруты.
Секретарь комиссии спелеолог-исследователь Антон Юшко показывает нам буклет фотовыставки о карьере Рускеала, которая проходила здесь, в малом зале РГО всего несколько лет назад. Сегодня подземные гроты бывшего мраморного карьера — уже один из популярнейших маршрутов Северо-Запада. Но, по словам исследователя, перспективы такие же большие, как и сложности, с которыми придется столкнуться:
– Безусловно, перспективы огромные, спелеотуризм необходимо развивать, но вся проблема в том, что подземные объекты уязвимы, нужно искать баланс, как вводить в оборот новые экскурсионные пещеры, так и использовать существующие экскурсионные тропы.
В странах Европы спелеотуризм существует почти полтора века. Например, во французской пещере Ласко можно свободно полюбоваться рисунками древних людей, а в испанской «Пещере Дракона» – услышать целый симфонический оркестр.
В окрестностях Петербурга, уверяют специалисты, пещер очень немного. Рукотворных — на месте бывших горных выработок — несколько десятков. Природных — единицы. То есть каждая пещера на вес золота. По словам председателя комиссии спелеологии Юрия Ляхницкого, самое сложное — сделать посещение пещерного мира доступнее, но при этом не навредить ему.
По экологическому маршруту мы решили пройти со спелеологом Игорем Хлебаловым. С ним мы направляемся к знаменитым Саблинским пещерам. И специально делаем остановку на берегу Тосны. В пещере нельзя прикасаться к стенам, чтобы не осыпать породу и не нарушить микроклимат. А здесь можно безопасно изучить их фактуру и состав. И даже сделать необычные находки.
Саблинские пещеры — по сути, выработки, на которых с середины 19 века добывали кварцевый песок. И самая большая из них — Левобережная, уже полтора десятка лет как превратилась из заброшенной шахты в туристический объект.
За железной решеткой многочисленные проходы и коридоры, в которых можно блуждать часами. И потолок, порой настолько низкий, что сразу понимаешь, почему без каски вход сюда запрещен.
Посещение — только с экскурсоводом. Которыми выступают опытные геологи и спелеологи. Впрочем, и для историков здесь немало интересного. Тут – засечки от шахтерского инструмента, а там — манекен горняка в полный рост.
Многим объектам тут уже давно даны названия. Например, длинный и широкий тоннель — Бродвей. Или подземное озеро Капитана Немо, из которого, кажется, вот-вот вынырнет Наутилус. Целый мир со своими законами и правилами, которые следует помнить каждому подземному туристу.
Но самое главное – помнить, что в подземелье ты — гость. После того как шахты были закрыты здесь появились постоянные обитатели. Например, вдоль подземного ручья можно встретить зимующих бабочек, жаб, древесных лягушек.
И такой же космос доступный для туристов можно сделать по такому же примеру и в пещерах Гатчины, и в полузаброшенных выработках Старой Ладоги. Ведь чтобы окунуться в этот мир, совсем не нужно лететь в другую страну. На него почти не влияют курсы мировых валют. Нужно лишь внимательнее посмотреть под ноги. В буквальном смысле.