В гостях у программы «Хорошее утро» Татьяна Яничева, к.п.н., доцент кафедры социальной психологии СПбГУ.
Николай Растворцев,ведущий: Как правильно настроить детей? Как правильно поговорить о трагедиях с родителями и детьми? Об этом мы поговорим с нашей гостьей.
Дарина Шарова,ведущая: С кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии СПбГУ — Татьяной Яничевой.
Николай Растворцев,ведущий: Как правильно пообщаться с детьми, если они стали свидетелями трагедии? Может не видели в живую, но из их класса кто-то пострадал?
Татьяна Яничева,к.п.н., доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: Ситуация, конечно, не простая. Не простая для участников всех: самого ребёнка и для взрослых. Первое, наверное, что нужно помнить взрослым, которые оказываются рядом с ребёнком в такой ситуации, это то, что они должны стать опорой для ребёнка в очередной раз. Ребёнок от взрослого должен чувствовать поддержку, уверенность, силу, которой ему в этот момент не хватает.
Дарина Шарова,ведущая: Как оказать эту поддержку? Как правильно себя вести? Как правильно общаться с ребёнком?
Татьяна Яничева,к.п.н., доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: Очень много зависит от возраста, конечно. Если ребёнок маленький — 3-6 лет — то там, наверное, и слова не очень нужны и гораздо полезнее лишний раз прижать, погладить, вместе поплакать. Если ребёнок более старшего возраста — с 7-8 или подросток — можно с ним и говорить об этой ситуации. Вообще во всех этих ситуациях не нужно бояться говорить. Не надо бояться слушать страшные и тяжёлые вещи. Не надо бояться того, что говорит ребёнок в своей панике. Потому что наш страх, будет передаваться по максимуму. Понятно, что нам самим тяжело, но мы в данной ситуации, должны где-то взять силы, чтобы минимально это на ребёнка передавать и его боль взять на себя.
Николай Растворцев,ведущий: Есть семьи, которые целенаправленно стараются оградить ребёнка от негативной информации. И уверены, что с моим точно ничего не случится. Чем это чревато и насколько правильно?
Татьяна Яничева,к.п.н., доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: Конечно, это такая временная мера. Сегодня я огородил, сегодня я спокоен, он у меня дома под присмотром сидит за компьютером, но это всё равно аукнется в дальнейшей жизни, всё равно мы не можем создать ватный купол на всю жизнь ребёнка. И рано или поздно он столкнётся со сложностями, с опасностями, с рисками. Тогда это будет для него совершенно невыносимо. Конечно, это не значит, что на ребёнка надо вываливать весь этот ужас. Надо потихоньку, грамотно, маленькими шагами, в идеале в раннем возрасте, может быть, через какие-то игровые формы, конечно, приучать ребёнка стоит к тому, что в мире много опасностей.
Дарина Шарова,ведущая: С какого возраста его нужно приучать, чтобы не травмировать?
Татьяна Яничева,к.п.н., доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: Знаете, сказать, что ровно в три года нельзя, в четыре можно, конечно, никто не решится. Эта история очень постепенная. Например с ребёнком дошкольного возраста можно в игровой форме проигрывать. Что-то случилось, мы туда бежим, если здесь, то надо быстро искать маму и так далее. Это для него игра, ему это интересно, но в голове это отложится на уровне инстинкта, и больше вероятности, что какие-то шаги запомнятся. Совершенно бесполезно читать инструкции. Нужна некая гармония. Оградить невозможно. Но сажать ребёнка перед телевизором, чтобы он увидел как это страшно, это тоже нелепость. Если ребёнок задаёт вопросы, кто постарше, то уже, конечно, надо на них ответить. Здесь родителю очень важно доверять своему ребёнку на всём протяжении жизни и верить, что он сможет справиться с этой ситуацией. А я, как родитель, смогу подсказать.