Петербургские проруби собирают длинные очереди! Для кого-то крещенское купание – проявление истинной веры, для кого-то – целебная процедура, а для кого-то – пиар или светское развлечение. Кому и зачем нужна холодная вода, узнавала Евгения Альтфельд.
Житель Петербурга, уроженец Нигерии Суберу Озигис несколько лет назад крестился и получил новое имя — Андрей. В автобусе у набережной лейтенанта Шмидта он готовится уже к 4-му окунанию в ледяной проруби.
– А вы только в Крещение купаетесь или весь сезон?
– Только в крещение, я православный.
Врач-физиолог Татьяна Баранова измеряет температуру всех частей тела Андрея перед купанием в Неве, чтобы потом сравнить с показателями после процедуры. Уникальные данные пригодятся для изучения влияния холодной воды на человека.
– На лице находятся рецепторы при раздражении которых замедляется сердечный ритм. Есть люди, у которых при погружении в холодную воду пульс может замедляться до 7 ударов в минуту! У нас были такие!
Под улыбки спасателей Андрей спокойно входит в воду…
Пока врач осматривает Андрея, у проруби собираются не менее колоритные персонажи. Победительницы конкурса «Петербургская красавица» впервые решили поддержать традицию.
Алиса Супоницкая, победительница конкурса «Петербургская красавица»: «Мы за здоровый образ жизни, петербургские красавицы. Мы поддерживаем давние традиции, для меня это очищение духовное, поэтому не страшно».
Алиса окунается прямо в меховой шапке, чтобы не портить прическу. Девушки в ярких купальниках у проруби — звезды инстаграма этих дней. «Крещение», «грехи смыли», «заново родились» – так подписаны тысячи неоднозначных снимков, где духовное очищение — скорее модный хэштег.
Богдан Полевой, настоятель храма Всех скорбящих радость: «Ходят народные поверия, что, дескать, искупался – и все грехи смыл. Это не так, это не имеет ничего общего с христианством, это народная традиция, хорошая, благочестивая».
В Палестине другие условия и погодные, но у нас на Руси народ лихой! Церковь настаивала и будет настаивать, что это традиция не церковная, а народная.
Крещенские морозы — пик сезона для петербургских моржей. Директор федерации зимнего плавания Роман Каркачев объясняет, почему местом для заплывов выбрали берег у Трубецкого бастиона. Его обходит основное течение, скорость воды всего 2 км в час.
Роман Каркачев, директор федерации зимнего плавания Санкт-Петербурга: «Когда плывешь в ледяной воде, успеваешь осознавать, что ты в центре города, что вокруг такая красота! Когда выходишь из воды, не чувствуешь ни ветра, ни холода, и эта близость стен Петрпавловской крепости, и этот город чувствуешь кожей. Голой!».
Роман недавно вернулся из Китая, где проходили международные соревнование по зимнему плаванию. Живописное озеро, красные фонарики, несмотря на солнце, температура воды 3 градуса.
Петербургские экстремалы плавали даже в Северном ледовитом океане, все были в гидрокостюмах кроме Романа и его двоих друзей. В этом заплыве из Чили в Аргентину он спрятал под шапочкой флаг России и к удивлению международных судей достал ее на финише. А после — сделал селфи с губернатором Огненной земли.
Зимние заплывы в Ленинграде устраивали с середины прошлого века. Клуб Большая Нева находился в жилом доме на Петропавловской крепости, моржи перебирались через забор у Трубецкого бастиона и шли к полынье. В заплывах участвовало около 600 человек! Ветеран движения Александр Федоров показывает первый значок секции зимнего плавания и фото архив ленинградских моржей.
Александр Федоров, ветеран зимнего плавания: «Катили на нас бочку экскурсоводы. Тут группу выведут, а тут метров 150 было идти. Кто-то увидит, бросают экскурсовода и за нами бегут».
Новые поколения моржей удивляют не меньше. Семья Ефимовых купается в проруби каждый день перед работой, вместе с маленьким сыном. Витя моржует с 5-ти дней отроду! Он не просто окунается, а плывет дистанцию.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Сам Петербург располагает к моржеванию. Город с суровым климатом, в котором так не хватает солнца, буквально заставляет людей прыгать в ледяную воду и таким экстремальным способом добывать серотонин – гормон счастья».
Врач Татьяна Баранова обследует православного африканца после крещенского купания. Все показатели в норме, самочувствие отличное, словно долгая жизнь в Петербурге подкорректировала генетический код. Хотя для большей части земного шара, считает отец Сергей, крещенская традиция остается такой же непонятной как сама русская душа.
Отец Сергей Учайнешвили, дьякон: «Как говорится , что русскому хорошо, то немцу смерть. Я думаю, вряд ли нас поймут иностранцы, зачем это русские среди зимы окунаются в прорубь, но это испытание веры, поддержание традиций. И напоминание о событиях, которые произошли много веков назад».
В 21 веке от рождества Христова длинные очереди у петербургских прорубей собирают истинно верующих, охотников за селфи, искателей ярких впечатлений. И окунаясь в ледяную невскую воду, каждый из них надеется стать немного лучше.