Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь давайте поговорим о главных чрезвычайных происшествиях этой недели. С ужасающей наглядностью эта неделя показала масштабы одной очень глубокой и страшной проблемы. Детская жестокость. Бессмысленная и беспощадная. Я имею в виду то кровавое колесо, которое прокатилось по российским школам в эти дни. Вот статистика. Статистика – вы вдумайтесь!– всего лишь одной недели! Итак.
15 января. Пермь. Двое вооруженных ножами подростков, напали на учеников четвертого класса пермской школы №127 и их учительницу. В результате атаки пострадали 15 человек. Напавших подростков задержали прибывшие сотрудники правоохранительных органов. Этим подонкам было 16 лет. Но резали ножами они 10- летних ни в чём неповинных детей. 10- летних. Причём, если один из этих молодых преступников состоял на учёте в полиции, то второй был абсолютно нормальным учеником. И даже принимал участие во всероссийской олимпиаде по физике.
17 января. Сосновский район Челябинской области. Опять 16-летний ученик нападает с ножом на своего одноклассника. Пострадавший получил ножевое ранение, подозреваемый подросток задержан, его допрашивают сотрудники полиции. По предварительной информации, у школьников произошел конфликт на перемене. Обе семьи считаются благополучными.
18 января. Москва. Одиннадцатиклассник попытался пронести в школу №45 несколько складных армейских ножей и бутылку с бензином. К счастью, на входе его остановил и задержал охранник. При обыске у подростка нашли шесть ножей, охотничий патрон, сумка с металлическими шариками, бутылка с бензином, набор отверток, веревка, куски проволоки и два коробка спичек. Охранник обнаружил опасные предметы во время досмотра с помощью металлодетектора.
19 января. Улан-Удэ. В микрорайоне Сосновый Бор подростки напали на школу №5. Один из учеников зашел в класс и бросил бутылку с зажигательной смесью, после чего начал избивать учительницу и учащихся топором. Дети бросились врассыпную, в классе началась паника. Учительница пыталась остановить преступника, но ей был нанесён удар топором по голове. У одного из школьников отрублены пальцы, одна из девочек получила резанную глубокую рану щеки. По предварительным данным, инцидент можно было бы предотвратить. Мама одной из учениц — Дианы Б. — уверяет, что её дочь получила предупреждение от одноклассника. Тот якобы написал ей, чтобы она не приходила в пятницу в школу, потому что «там будет мясо». Сейчас следователи проверяют информацию, кто из детей знал о готовящемся нападении и кто ещё мог в нём участвовать.
Итак. 4 случая за одну неделю. Это уже не чрезвычайное происшествие – это явление. Масштабы которого ужасают. Раньше такого в нашей стране не было. Почему дети стали такими жестокими? Что их делает такими жестокими? Как уберечь ребёнка – не переступать черту, за которой он превращается в убийцу? С этими вопросами мы обратились к нашему эксперту. К полковнику Владимиру Ивлиеву. Он начальник колпинской колонии для несовершеннолетних. Он знает, что такое подростковая жестокость, граничащая со зверством маньяка, не понаслышке. Давайте послушаем мнение специалиста».
Начальник детской колонии об АУЕ и резне в пермской и бурятской школах
– Абсолютно бессмысленное жестокое преступление. Вы можете объяснить, почему это происходит?
Владимир Ивлев, начальник ФКУ «Колпинская воспитательная колония»: «У каждого своя судьба. Каждый к этому преступлению шел по-своему. У нас был парень, он в течение 8 месяцев думал, как убить человека. Такие люди ещё страшнее. То есть он искал себе жертву, он думал, как это произойдет, он представлял, какие будут ощущения. Из кого-то вышло зло одномоментно, а кто-то к этому долго идёт».
– Один, кстати, действительно состоял на учёте, а другой даже участвовал в олимпиаде по физике. То есть эта бессмысленность порой стихийна и необъяснима.
– В каждом человеке есть зло. Кто-то может его сдерживать. Кто-то может управлять этими чувствами сильными. А в ком-то – пружина. Наступил момент, обстоятельства, когда она разжалась, стала неуправляемой. Я давно здесь работаю, наблюдаю такую картину. Сейчас молодым людям не за что зацепиться. За какой-то хороший образ. Смерть как таковая – GTA, все эти игры – можно сохраниться, попить чаю и вернуться. У нас есть воспитанники, воспитанники, которые совершили эти преступления, взял, выстрелил в дедушку из ружья.
– В этой компьютерной игре смерть – многорядная. А жизнь-то другая. Есть смерть – она единожды. И эту модель поведения они переносят на жизнь. Вот сейчас к вам поступают дети. Возраст – низшая планка, верхняя планка.
– От 15 до 18 включительно.
– А сейчас по характеру, по составу преступлений, насколько они жестокие?
– Знаете, я знакомлюсь со всеми материалами, и уголовными делами, и определениями суда, и с приговором. И когда читаешь, какие были обстоятельства при совершении преступления, то мурашки бегут. У нас отбывают наказание лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. У нас парень один есть, который убил свою младшую сестру восьмилетнюю из-за того, что она не давала ему играть в компьютерные игры. Вполне адекватный парень, неплохо учился в школе. Не ездил на олимпиады, как пермский, но вполне сносно. Он очень грамотный. Сейчас пишет книгу о своём преступлении. Здесь у нас два слова-паразита: «Просто так» и «Так получилось. Я говорю: как тебе родители смотрят в глаза? Я слушаю, и мне от этого уже страшно – как родителю взять за руку одного ребёнка, который убил второго?
– Интернет, социальные сети – насколько этот фактор ключевую роль играет?
– Я считаю, что нужно интересоваться родителям, заглядывать за плечо, отслеживать, на какой-то контроль брать людей, которые живут этим. Нужно спасать это поколение, блокировать сайты. Мы боремся с АУЕ, очень беспощадно.
– Почему это движение возникло и почему оно так популярно?
– Идея. Красиво – мы против всех. Бороться с ними, развенчивать эти идеалы. У нас, когда парни приходят, некоторые с этим брожением арестантским. А потом поживут здесь, посмотрят, как рушатся все мифы…
– Я когда проходил к вам через зону досмотра, у вас был такой плакат – «Нельзя вырасти, не совершив ошибку». Допустим, я 16-летний подросток, я в шаге от преступления. Что бы вы мне сказали?
– Нужно смоделировать будущее – кем ты хочешь стать. Если ты хочешь стать лётчиком, ты представь себя в кабине. И иди к этому. Или профессором, или врачом. Ты потеряешь ту цель, к которой ты идёшь.
– Вы общаетесь с этими ребятами, малолетними преступниками, которые совершили самые невероятные преступления, можно сделать, чтобы они вернулись к этой жизни?
– Всё можно. Мы здесь создаём условия, чтобы он понял, как сюда закатился, что его сподвигло, где ошибка, та черта. И мы здесь с каждым индивидуально разбираем его жизнь, как у тебя получилось. И в голове своей сформирует, что нужно сделать такого в жизни дальше, чтобы вернуться в общество, стать хорошим человеком.
– Интернет у вас здесь есть?
– Только у меня.
– Телефонная связь?
– Таксофон.
– Вы подростков выхватываете из жизни, помещаете в замкнутую среду – это плохо или хорошо, на ваш взгляд?
– Кому как. Вы знаете, у нас парень один был, который говорил: «Хорошо, что меня бог поберёг и в коробочку посадил, чтобы я здесь успокоился».
– Что нужно сделать мне как родителю, чтобы мои дети не стали преступниками?
– Никогда любви много не бывает. Любите детей.