Тонино Гуэро говорил, что Россия может гордиться этим фильмом. Герман-младший признавался, что в конце просмотра он не смог удержать слёз. Картина «Полторы комнаты» Андрея Хржановского устроена по принципу коллажа: из разных времён, из мультипликации, игровых сцен и архивных кадров. Всё это — одно большое допущение. Что, если бы сентиментальное путешествие Бродского на родину всё-таки состоялось?
Роль поэта исполнили сразу несколько актёров: Евгений Аганджанян и Артём Смола — в детстве и юности, Бродского в зрелые годы сыграл Григорий Дитятковский. Получилось настолько удивительное попадание в образ, что Хржановский не побоялся совместить свои съёмки с документальными кадрами.
Родителей поэта сыграли Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, причём их образы намеренно не меняются на протяжении всей картины. Это Хржановскому подсказал сам Бродский: в одной из своих работ он писал, что навсегда запомнил отца и мать именно такими, как видел в последний раз, перед эмиграцией.
Сценарий для этой картины Хржановский писал вместе с Юрием Арабовым, постоянным соавтором Сокурова и обладателем Каннской «Пальмовой ветви», который, кстати, с самого начала признался: Бродский — не его любимый поэт. На что режиссёр ответил: «Моей любви хватит на двоих!».
Режиссёр сам подбирал натуру в Петербурге, время от времени советуясь с друзьями поэта и его возлюбленной — Мариной Басмановой. И в процессе вдруг выяснил, что у него с Бродским много общих любимых мест, сосредоточенных в основном в Коломне, на пересечении Фонтанки, Мойки и Крюкова канала.
С музыкой Хржановский работал по тому же принципу, что и с изображением, составлял коллаж из того, что любил Бродский: Баха, Пёрселла, Малера и Шнитке. Всё вместе это превратилось в удивительную фантазию, которая хороша тем, что не претендует на реальность.
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» смотрите в это воскресенье, 10 декабря, в 23.40 на канале Сант-Петербург.