Советский научно-фантастический фильм 1961 года снят на студии ЛенНаучФильм. Картина стала культовой на родине и на западе и вдохновила многих голливудских режиссёров. Репортаж Павла Никифорова.

Мельничная улица. По сути, задворки Обуховской обороны. С одной стороны мукомольный завод, с другой – здание ЛенНаучФильма. И кто бы сегодня подумал, что здесь в павильонах студии, 55 лет назад появилась лента, которая повлияла на весь мировой кинематограф.

Нет, это не «Звездные войны», хотя на них «Планета бурь» повлияла напрямую. И не «Космическая одиссея» Кубрика — хоть американский режиссер и вдохновлялся фильмами Павла Клушанцева. Это советский науч-поп, снятый ленинградцем Клушанцевым в 1962 году. Да так снятый, что он на десятилетия обогнал время и современный на тот момент кинематограф.

Александр Харкевич, директор картин Павла Клушанцева: «На Невском в кинотеатре "Знание" эта картина шла около полугода и собирала каждый раз очередь. Назовите мне любой фильм, который бы держался на экране в течение полугода на Невском проспекте. А я свидетельствую, что в кинотеатре "Знание" была все время толпа, потому что там шла "Планета бурь"».

Зрители выстраивались в очередь, а вот критика фильм не приняла. То советский космонавт не имеет права плакать, а у Клушанцева плачет. То ракета один в один похожа на ту, что создал Королёв, а её изображение нельзя публиковать! В итоге, «Планету бурь» выкупили американцы — в таком восхищении они были от работы Клушанцева. И за последующие десять лет они перемонтировали советский фильм дважды. И дважды в заокеанских версиях в титрах не указывались реальные создатели картины. Жженов же и вовсе был указан как некий Курт Боден.

«Планета бурь» была революционна в каждом своём решении, в каждой своей сцене. Для своего времени и нашей страны фильм был очень дорогой — один только планетоход обошелся в 400 тысяч рублей. Для сравнения — это было, как 60 «Волг». А снимали его вот в этом павильоне, где теперь снимают телевизионные шоу про еду. Вот так, 55 лет назад здесь снимали поверхность Венеры, а сегодня — винегреты и супы. Правда, если внимательно поискать, то до сих пор можно найти приметы того времени.

Павел Никифоров, корреспондент: «А вот артефакт, оставленный здесь с тех пор, когда в этом павильоне снимали "Планету бурь": "Постановщик! При разборке декораций не оставляй гвоздей в пиломатериалах и фундусных щитах"». 

Ну, хорошо, а в чём же конкретно Клушанцев обогнал время? И что американские режиссеры заимствовали из «Планеты бурь»? Идём прямо по сценам. В ленинградском фильме есть робот «железный Джон», который в финале фильма тонет в лаве с вытянутой рукой. И сделал он это за 30 лет до «Терминатора» Кэмерона.

А это летающая машина на воздушной подушке. Так называемый, флиппер. Для Клушанцева этот флиппер создавали инженеры АвтоВАЗа. А вот флиппер из «Звездных войн» Лукаса, 1977 год. Тут не только принцип сохранен, но и дизайн.

А вот как снимали подводные сцены — через аквариум с рыбами, что давало эффект реальной съемки под водой. Спустя почти 40 лет Кэмерон использует этот приём в своём блокбастере «Титаник», за который он получит Оскара за спецэффекты. Но и это не всё. Вот один из самых громких фильмов последних лет – «Прометей» Ридли Скотта. Обратите внимание на дизайн, цвет и детали скафандров. А вот оригинал Клушанцева. Что называется — найди десять отличий! Впрочем, дизайном ЛенНаучФильма пользовался не только американский кинематограф, но и советская космонавтика.

Лариса Кухалева, редактор киностудии «Леннаучфильм»: «К нам приехал Леонов. И вот он говорит — "это же мой костюм! " А мы ему – нет, это наш костюмчик! Который уже потом на основе этого и сделали вам».

Говорят Джордж Лукас мечтал о встрече Клушанцевым, но два режиссера так и не увиделись. Зато к Клушанцеву приехал оператор-постановщик Кэмерона Роберт Скотек. И Павел Владимирович передал ему все секреты. Безвозмездно. Чтобы дело жило дальше. В 1972 году Клушанцев снял свой последний фильм, покинул студию ЛенНаучФильма и вплоть до смерти в конце 90-х писал детские книжки. Продолжать мириться с советской цензурой ленинградскому гению не хотелось.