В гостях у программы «Хорошее утро» — Владислава Шалапанова, психолог.
Дарина Шарова,ведущая: Какие сказки бывают и как они влияют на психику наших детей. Обо всё об этом будем говорить с нашей гостьей. У нас в гостях детский психолог Владислава Шалапанова.
Оксана Маслова,ведущая: Как сказки влияют на наших детей и правда ли, что по любимой сказке можно определить вообще жизнь ребёнка?
Дарина Шарова,ведущая: Жизненный сценарий.
Владислава Шалапанова,психолог: Есть такая версия. Даже когда работают со взрослыми, можно спросить какая была самая любимая сказка, которая читалась на протяжении долгого времени. И действительно элементы этой любимой сказки, их потом можно найти в жизненном сценарии. Не зря же очень многие ищут принца на белом коне? Очень такой яркий пример. Или кто-то выбирает такие сказки, где персонаж сам со всем справляется, например, и потом идёт с этим сценарием. Но в то же время сказать, что только сказка влияет, и только сказка определяет, нельзя. Это, конечно, совокупность каких-то обстоятельств: взаимодействие с родителями, какие-то события в жизни ребёнка. Сказка вносит свою такую роль.
Дарина Шарова,ведущая: Главное предназначение сказки — объяснить ребёнку как устроен этот мир и по каким законам мы все живём. Но насколько действительно те сказки, которые читали мы, та же «Красная шапочка», например, отличается от современных «Смешариков»? Об одном и том же могут поведать эти сказки?
Оксана Маслова,ведущая: И одинаково ли влияют на наших детей?
Владислава Шалапанова,психолог: Не одинаково хорошо. Очень важно, чтобы родитель, выбирая какую книжку он будет читать сегодня ребёнку, какую сказку он будет читать сегодня ребёнку, он понимал, что в этой сказке заложено. То есть не так, что сегодня взяли с полки и всё.
Дарина Шарова,ведущая: Не все об этом задумываются.
Владислава Шалапанова,психолог: Про современных авторов. Сейчас есть такой большой пласт сказок, которые направлены на обучение, направлены на то, чтобы научить ребёнка обращаться с чувствами других, есть сказки, которые направлены на то, чтобы привить морально-нравственные нормы и правила, то есть такие детские сказки-притчи, фактически. Это то, чего не было у нас в детстве. Сказки ещё делят на народные, авторские. У каждой сказки есть своё предназначение. Если берём самые простые, с которых начинаем читать, «Колобок», например, то одна из подсознательных вещей, которая в «Колобке» заложена — это вот он сидел на окошке, он сидел в безопасном пространстве дома, а потом он покатился в мир и что из этого получилось? Нашёл себе приключений и что из этого получилось, как он взаимодействовал с этими персонажами «а я от тебя уйду», и что в конце он получил за своё такое взаимодействие. Там один из моментов. И дело в том, что когда мы читаем книжки, особенно маленькому ребёнку до семи лет, мы все эти вещи закладываем на подсознание.
Оксана Маслова,ведущая: Главное плохое не заложить на подсознание. Как выбирать тогда эти сказки? Мы можем дать советы родителям?
Владислава Шалапанова,психолог: Важный момент именно про детей до семи лет. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок не отличает где реальность, а где фантазия. Для него всё это абсолютно реально. И многие родители, когда говорят, что ребёнок боится Бабайку, Бармалея или ещё кого-то, для него эти персонажи реальны.
Оксана Маслова,ведущая: Страшные сказки же есть. Плохо ли они влияют на ребёнка?
Владислава Шалапанова,психолог: Если ребёнок тревожный, если ребёнок много чего боится, если ребёнок с очень ярким воображением, то, конечно, такие сказки, особенно маленьким, лучше не читать. Даже у русских народных сказок, которые с Бабой-Ягой, с Кощеем Бессмертным, где много тем таких вечности жизни, смерти, каких-то переживаний, когда, например, разрубили на куски, облили живой водой, встал, они обычно не рекомендуются раньше младшего школьного возраста, когда у ребёнка уже есть возможность отделить где вымышленный мир, а где реальный.
Дарина Шарова,ведущая: Вот мы заговорили о страшных сказках. И одно предназначение сказки — рассказать ребёнку о том, что такое жизнь и смерть. И, как ни странно, в детстве мы воспринимаем это не так остро, не так болезненно, как во взрослом состоянии. Так может быть бояться этого, избегать и стараться оградить ребёнка от этого не стоит?
Владислава Шалапанова,психолог: Очень разные дети и по разному воспринимают. Надо всё-таки помнить, что есть вот такой условный порог. Дошкольники не отличают и, если вы им будете на протяжении недели усиленно будете рассказывать про Бабу-Ягу, которая летает по городу, стучит в окна, он реально может начать её бояться. Потому что для него она точно такой же предмет существующий, как диван или стул. Раз мама сказала, что Баба-Яга существует, значит она существует.
Оксана Маслова,ведущая: Есть же сказки с грустным концом. Например, у Андерсена та же сама «Русалочка», «Девочка со спичками».
Владислава Шалапанова,психолог: И опять же это то, что рекомендуется для младшего школьного возраста, чуть позже. То есть те сказки, которые проходят в школе. Когда ребёнок уже понимает что такое смерть, когда он уже прожил тот период, где-то от пяти до семи лет, который связан с пониманием того, что жизнь конечна.