Тайны Гром-камня, сфинксов с Университетской набережной и фигуркок из бивней мамонта в Кунсткамере. Репортаж Павла Никифорова.
Египетскую мумию из Эрмитажа отправили делать МРТ в Озерки! Эти кадры облетели всю страну, подтвердив статус нашего города. Ведь Петербург – это такой довлатовский чемодан с огромным количеством артефактов, только вместо офицерского ремня и полуботинок в нём хранятся такие древности, вокруг которых до сих пор ходят множество легенд и тайн. И вот лишь некоторые из них.
Павел Никифоров, корреспондент: «"Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь!". Вот уж и точно — величественней и зловещей в Петербурге не найти памятника. Всё как-то неестественно в нём».
И первое неестественное — это несимметричные и нечетные опоры огромной статуи, которых, как известно, всего три: задние ноги коня, да хвост. Но мало кто знает, что на крупе коня есть лючок на восьми медных винтах, который ведет в «недра» Медного всадника. А в этих «недрах» дугообразный железный брус, расходящийся от крупа до самых ног.
Павел Никифоров: «Эта внутренняя дуга гасит амплитуду движения коня, который еле-еле, да раскачивается на балтийских ветрах. Глаз толком и не видит этого движения, но внутри все равно как-то не по себе. Причём этот неуют возникает не только от самого Медного всадника, но и от его постамента – совершенно противоестественного».
Гром-камень доставляли по Неве, зажав его между двумя кораблями. И как видно по этой иллюстрации, получившейся у Фальконе, постамент чуть ли не в два раза меньше оригинального валуна. А эта карта пути Гром-камня и промежуточная точка находится на северном берегу Невской губы. Там то и остались отсеченные фрагменты камня.
Павел Никифоров: «Это наш Стоунхендж в графстве Лахта, весом около тысячи тонн. И что в этих оставшихся на берегу Маркизовой лужи фрагментах Гром-камня такого мистического и таинственного?, – спросите вы. И чтобы это разгадать, придётся поехать еще дальше – прямиком к тому месту, откуда этот камень и выкорчевали».
И тут начинается самое интересное. Валун нашли в пяти километрах от берега залива. И чтобы только дотащить его до пристани, понадобилось полгода. Нынешний Коннолахтинский проспект, по которому мы сейчас едем – остатки того пути. Огромную скалу перемещали на брёвнах по несколько метров в день – густой лес и болото не давали идти быстрей.
Павел Никифоров: «Судя по карте и точке GPS, осталось несколько сотен метров, и их уже придётся преодолевать по болоту, продираясь через густой лес. Осталось немного! Пойдём!»
О Гром-камне местные жители знали всегда, но вот откуда он в этом лесу появился – настоящая загадка. Ведь это самая что ни на есть настоящая скала, да еще и расколотая молнией. А вот как будущий постамент Медного всадника выглядел, пока его не выкопали — гравюра 18 века.
Павел Никифоров: «То самое место, откуда огромную глыбу и изъяли. В образовавшемся котловане годами скапливалась вода, пока здесь не появился пруд. Пруд назвали Петровским, и по его размерам можно понять, какого в действительности размера был изначально Гром-камень».
И размер этот как раз самое загадочное в происхождении валуна. Это гранит, но гранит особый, скандинавский, не местный. Деревенские – среди которых были и финны, и русские – прозвали его «Громом». А Максимилиан Волошин и вовсе прямым текстом называл его «Алтарный камень финских чернобогов».
Откуда в лахтинских топях взялась скала — непонятно. Была ли она алтарём — доподлинно неизвестно. Стоило ли её тащить по болоту силами сотен солдат — многие из которых не пережили марш-бросок длиной в полгода — тут загадочного не меньше. Но есть в Петербурге камни, которые, если и не древней по своему происхождению, то до центра Петербурга проделали уж точно путь длинней. Сфинксы на Университетской набережной с самой их установки наводили на петербуржцев ужас, и особенно отлично сохранившиеся надписи.
Павел Никифоров: «Под лапами сфинкса дословно надпись переводится следующим образом: "Да живет благой Бог, Небмара, отпрыск Ра. Сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, любимец Амона Ра". И? Ничего не произошло, стоит Петербург…».
А вот другой миф – что лицо сфинксов в течение дня меняется. Мы провели эксперимент и снимали беспрерывно несколько часов – судите сами!
Но самое таинственное и древнее, что есть в нашем городе, как и полагается, хранится в Кунсткамере. Идём через все залы прямиком в фондохранилище, где находятся археологические находки эпохи верхнего палеолита. Этим фигуркам из бивней мамонтов 24 тысячи лет. И это не просто тонкая работа, а анатомически и геометрически совершенно верная.
Геннадий Хлопачев, заведующий отделом Археологии МАЭ РАН: «Вот посмотрите насколько тонкая геометрическая работа — этой вещи 15 тысяч лет — у этих людей были только каменные орудия».
Хотя есть и не самое стандартное, но вполне научное объяснение:
– Можно выделить два подхода. Первые считают, что это изображения древних божеств, символ плодородия и т.д. Другие считают, что эти вещи связаны с магией. Это магические предметы.
Но как бы то ни было – один возраст этих фигур и то, что они хранятся именно у нас в городе, уже поражает любое воображение. Как и размеры Гром-камня. Как и лица сфинксов, оказавшихся на Университетской набережной. И пусть Гром-камень притащило ледником из Скандинавии, сфинксов перевезли с берегов Нила, а фигурки периода палеолита нашли на Урале… Но они все равно наши. И без них Петербург не Петербург.