Интервью с председателем Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андреем Мушкарёвым.
Юрий Зинчук, ведущий: «И продолжим тему, о которой мы говорили в начале нашего выпуска. Наши победы в туристической отрасли. На международном уровне мы уже получили свою награду. А на этой неделе пришла информация о том, что Петербург впервые обогнал Москву по количеству самых посещаемых туристами городов в России. Впервые. А в чём секрет нашей победы? И как потом нам не утратить этот статус лидера? Вот давайте поговорим об этом с тем, кто является одним из самых компетентных собеседников в этом плане. С председателем Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Давайте послушаем его мнение».
Юрий Зинчук: «Андрей Евгеньевич, мои поздравления! Не вы, Комитет, а мы – Петербург – получили эту прекрасную заслуженную награду. Как журналист я должен задать вам каверзный вопрос. Неправильно вы дали награду Петербургу, не нужна ему эта награда. Разубедите меня!»
Андрей Мушкарёв, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга: «Во-первых, Петербург – это атмосфера. Во-вторых, Петербург – это безопасность. В-третьих, Петербург – это доброжелательность горожан и их отношение к гостям города. Поэтому, действительно, премия заслуженная. И заслужена она не только благодаря той работе, которую мы делаем, но и благодаря тому, что было сделано 300 лет назад.
– Спасибо Пётру Алексеевичу Романову! Точно! Поэтому Петру I мы эту награду тоже посвящаем.
– В два этапа проходит голосование. В дофинальной части оценивают обычные туристы, которые были в Петербурге, хотят поехать в Петербург. В финале уже идёт голосование среди профессионалов туристической индустрии. Они смотрят на город глазами обычного туриста. Они приезжают, они оценивают комфорт в аэропорту, безопасность, доступность музеев. Во время проведения World Travel Awards была личная встреча губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и президента WTA господина Кука. Первое, что он отметил в личной беседе, что Петербург поразил его своей чистотой. Это говорит англичанин, который очень по-снобски относится ко многим вещам. Почему премия долго существует? Потому что все знают, что эту премию нельзя купить. Это некий знак качества, который получает каждый город, выигрывая в той или иной номинации.
– Давайте теперь поговорим о проблемах. Что скрывается за этими прекрасными видами, красивыми пейзажами?
– Главная проблема Петербурга – это сезонность. Тот бренд, который был создан ещё в советское время – белые ночи – он до сих пор не даёт нам нормально развиваться круглый год. Например, если взять Нью-Йорк, то там количество туристов составляет уже больше 20 миллионов, и они приезжают в любое время года. Мы рассчитывали совместно с Всемирной туристской организацией, что в Петербурге, гости приезжающие сюда, проводят на улице за 3 дня всего 5 часов. Потому что всё остальное время – либо в музее, ресторане, автобусе или отеле. Поэтому действительно наш город располагает к тому, чтобы здесь путешествовать вне зависимости от погоды.
– А что сделать, для того, чтобы не летом, а зимой приезжали туристы?
– Это привлечение международных деловых мероприятий, конгрессы и выставки.
– Давайте языком маркетолога будем говорить. Помимо имперской столицы, что мы ещё можем продать на рынке? Культурное, наверное?
– Культурное – без сомнения. Но здесь нужно формировать новые бренды. Сейчас у нас существует такая идея, мы её активно прорабатываем, делать Петербург спортивной столицей. Но не спортивной как занятие спортом. В мире очень много разных конгрессов и выставок, связанных со спортивным питанием, форум агентов спортивных, это большой бизнес, люди в нем участвуют, но это разрозненные мероприятия.
– Вот мы определили направления это имперская столица, это культурная столица… Кстати, культурный форум – вы этот бренд будете дальше продвигать?
– Да, без сомнений. Это такое ноу-хау, которое было придумано в Петербурге, поддержано Федерацией. Это единственный в мире культурный форум.
– Театр начинается с вешалки. А туризм в мегаполисе начинается с гостиницы. В этом плане что у нас?
– По количеству гостиниц на душу населения мы обгоняем даже Москву. Сейчас активно развивается направление хостелов. Именно работа с молодой аудиторией – это возраст 25-35 лет – платежеспособного населения, которое будет путешествовать в Петербург ещё не один раз, для нас очень важно.
– Андрей Евгеньевич, мы с вами обнаружили ещё одну туристически привлекательную сторону Петербурга. Романтический Петербург.
– Его называют, в том числе, свадебный туризм. Это очень популярное сейчас направление во всем мире. Свадебный туризм растёт на 30% в год. Сейчас мы хотим поработать над законодательством для того, чтобы была возможность выездной регистрации. В этом плане нас обгоняют такие города как Москва и Казань, где уже разрешена выездная регистрация во дворцах и объектах культурного наследия. Мы сейчас хотим сделать то же самое в Петербурге. И действительно этот бренд романтического Петербурга перевести в бренд Петербурга, где здорово и хорошо можно сыграть свадьбу.
– Одна из проблем – это огромное количество китайских туристов. Китайцы, по сути, здесь создали свою туристическую индустрию. Со своими экскурсоводами, со своими турагентствами.
– По данным Всемирной туристской организации, китайские туристы тратят больше всех среди всех туристов. Но проблема, с которой мы столкнулись, это то, что китайцы работают для себя. Это и проблема китайских гидов, проблема китайских туристических операторов – это некая замкнутая система, которая создана самими китайцами. Здесь ничего нового нет. Это формат, когда китайцы заходят на тот или иной рынок, пробуют, возможна ли такая работа. Здесь важно, чтобы все элементы нормального бизнеса были соблюдены. И мы надеемся, что у нас со следующего года эта проблема будет решена.