В гостях у программы «Хорошее утро» — Олег Муромцев, учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования.
марианна Дьякова,ведущая: Мы продолжаем отмечать День учителя! Сегодня у нас есть возможность поговорить о настоящем и будущем образования с организатором и участником многих образовательных инновационных проектов Олегом Муромцевым. Доброе утро!
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: Михаил, Марианна, здравствуйте! Хорошего утра, дорогие телезрители. С праздником, уважаемые учителя, коллеги!
михаил спичка,ведущий: Не скажу ничего нового, заявив, что образование должно идти в ногу со временем. В нашем городе это происходит, как вы считаете?
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: Да, я могу сказать, что это происходит у нас городе и не только — в других городах страны. Это процесс, который происходит во всём мире. Образование, как и остальные отрасли, стремительно меняется. Я и мои коллеги, мы видим массу положительных изменений, возможностей в этой сфере.
марианна Дьякова,ведущая: Куда движется образование? Мы все знаем, что парадигма образовательная меняется. Сейчас ученик является и центром, и самым главным звеном. И многое сейчас направлено на самообразование. Сейчас система такая закладывается, что учитель должен стимулировать, мотивировать к получению знания, а ученик уж сам должен там въедливо копаться. Тем более, что сейчас есть все возможности для этого, интернет тот же и библиотеки, информации масса. Учителя вообще останутся в образовании?
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: Отличный вопрос, мы сами задаёмся им иногда, проводим дискуссии и беседы на эту тему. В ходе этих бесед как с коллегами, так и со школьниками и с людьми, проектирующими образовательные процессы, мы видим, что место учителя действительно кардинально меняется. И я скажу так: становится гораздо более значимым.
Очевидно, что всё, что может быть технологизировано, рано или поздно будет технологизировано. И если раньше, в 20-м, в 19-м веке, учитель прежде всего был источник, и чуть ли не единственный доступный для ученика, источник знаний, то сейчас задача учителя совершенно иная. Это задача по взращиванию человека, так вот не постесняясь, скажу. Понятно, что замечательные технологии могут доставить нам огромное количество знаний, тренировать какие-то даже навыки и умения, но мыслить может и передавать мышление может только человек. Навыки коммуникации, общения, выстраивания человеческих отношений может передать только человек. Человек человека может научить ориентироваться в его собственной жизни, делать собственные выборы, брать авторство и ответственность за собственную жизнь, создавать что-то, творить в жизни, не стандартные решения и алгоритмы порождать, а действительно привносить в этот мир что-то новое через мышление, творчество, общение и так далее. И это дело учителя, порождение смысла жизни ученика.
марианна Дьякова,ведущая: Учитель — это всё-таки миссия, правда? Не просто работа?
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: Да. Это в каком-то смысле подвиг, подвижничество.
михаил спичка,ведущий: Давайте, Олег, поговорим конкретно о том, каким подвижничеством занимаетесь лично вы? Я имею в виду образовательное событие «Склад ума».
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: Маленькая ремарка. Как говорил бургомистр из фильма «Мюнхаузен», каждое утро я иду к 8-ми утра на работу. Это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть.
Я правда не считаю, что это какой-то великий подвиг, но то, что мы делаем — это дело. Это понятное и интересное дело.
И для чего мы делаем этот образовательный марафон, на который всех приглашаем? Для того, чтобы собрать в едином пространстве сначала на один день, а потом уже и во все остальные дни во взаимосвязи в пространстве города, различные образовательные возможности, практики. Это и математические олимпиады, проводящие их кружки будут делать там свои площадки; это и создание объясняющих мультфильмов, и игровые технологии, дидактический игры, экологические квесты и многое другое, что могут увидеть и на практике опробовать собственными руками, головами все участники.
Кстати, возраст неограничен. Там будут секции как для детей 7-12 лет, так и подростков 13-17. И конечно, мы зовём взрослых и молодёжь и тех, кто интересуется: а что такое интересное можно сделать, пощупать и попробовать в образовательном пространстве, в дополнительном в том числе, и профессионалов, которые образование создают, кому интересно выстраивать эти экосистемные связи друг с другом, входить в диалог и обогащать это пространство в том числе за счёт маршрутов.
марианна Дьякова,ведущая: Это уже третий форум?
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: Это третий форум «Склад ума» .
марианна Дьякова,ведущая: Звучит всё это великолепно, но вот результат первых двух… Был ли он ощутим? Состоялись ли связи? Всё ли работает?
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: Это очень непростой процесс, но он, безусловно, имеет свои следы, последствия. Я точно знаю, что в пространстве города сейчас происходит несколько проектов, и наш проект тоже вступил в сотрудничество и создал не одну программу с теми, кого мы встретили на первом «Складе ума». И 8-го числа, в это воскресенье, когда у нас здесь в Петербурге на площадке «Точке кипения» будет проходить наш «Склад ума», образовательный марафон «Склад ума» пройдёт в городе Киров. Кировчане приехали на первый форум в январе, загорелись этой идеей, мы поделились опытом. И мы надеемся, что это движение будет только расти. В это воскресенье их будет уже два.
марианна Дьякова,ведущая: В какое время?
Олег Муромцев,учитель физики, автор и ведущий проектов дополнительного образования: «Точке кипения», Медиков 3. Начнётся в 11.00, и марафоним до семи часов вечера.