В гостях у программы «Хорошее утро» — Наум Синдаловский, писатель, историк.

Михаил спичка,ведущий:

Сегодня наш гость — писатель и историк Наум Александрович Синдаловский. Доброе утро! Давайте начнем с периодизации. Ваша новая книга, которую вы держите в руках, посвященная столетию революции, называется «Мятежный Петербург. Сто лет бунтов, восстаний и революций в городском фольклоре». От какого события вы ведете отсчёт?

Наум Синдаловский,писатель, историк:
Дело в том, что в этом году мы отмечаем не только сто лет со дня Октябрьского восстания. Мы отмечаем ещё сто лет, предшествующих этому событию.
Михаил спичка,ведущий:

Так вот, от какого события начался отсчёт?

Наум Синдаловский,писатель, историк:

Первое политическое выступление в Петербурге считается, что произошло в 1820-м году. Это восстание Семёновского полка. Бунт Семёновского полка, известный в истории, как «Семёновская история». Эта история связана с назначением нового командира этого полка — немца Шварца, который там начал вводить немецкие порядки, против которых взбунтовался Семёновский полк. Усмирили его быстро, весь полк был расформирован. Часть его сидела в Петропавловской крепости, часть была разбросана по другим полкам. Это ещё до декабристов. А закончилось это столетие в середине 20-х годов. По мнению многих учёных октябрьский переворот, начавшись в октябре 1917-го года, закончился с окончанием гражданской войны. То есть с того момента, когда советская власть освоила всю территорию бывшей Российской империи. Вот этому периоду и посвящена моя книга.

Марианна Дьякова,ведущая:
Городской фольклор, городская мифология. Что это? Давайте объясним на примерах.
Наум Синдаловский,писатель, историк:

Городской фольклор — это часть общенациональной культуры, связанная с устным народным творчеством. В науке это называется — низовая культура. Не низкая, но низовая. Но всё равно она ассоциируется с низкой, поэтому к ней до настоящего времени было пренебрежительное отношение. Фольклору отказывали в существовании, фольклор запрещали, вообще не считались.

Михаил спичка,ведущий:

Потому что это такой внутренне свободный институт?

Наум Синдаловский,писатель, историк:

Свободный институт. Более того. Это параллельная история, которая не противоречит официальной историографии. Просто уточняет, смотрит с внутренней стороны, интерпретирует. И на фоне лжи, недоговоренности и умолчания официальной историографии выглядит как другая история.

Марианна Дьякова,ведущая:
А анекдоты сюда относятся? И можем ли мы рассказать что-нибудь, отвечающее, конечно, рамкам программы?
Наум Синдаловский,писатель, историк:

К сожалению, фольклор обладает удивительно неприятным для историков свойством. Он возникает и исчезает, если его не зафиксировать. Так вот фольклор не фиксировали. Он был под неофициальным запретом. Например, в советское время доступен был только героический фольклор — это былины и исторические песни, и фольклор утверждающий счастливую колхозную жизнь — частушки.

Михаил спичка,ведущий:

Ну, это скорее псевдофольклор? Авторский может быть?

Наум Синдаловский,писатель, историк:

Нет, настоящий. Это всё равно фольклор, памятник нашему времени, это всё равно творчество, которое обладает всеми свойствами и характеристиками высокой литературы. Он имеет те же самые приметы. Анекдот, о котором вы упомянули, обладает и завязкой, и эпилогом. Только тогда он становится фольклором. До этого он может считаться байкой, сплетней, слухом. И только приобретя формы художественной литературы, он становится фольклором.

Михаил спичка,ведущий:

А во время исследований вам удалось ответить на вопрос, который меня мучает, но ответа найти я не могу — кто придумывает анекдоты?

Наум Синдаловский,писатель, историк:

В отличие от мифов и легенд Древней Греции, в Петербурге мифов, как правило, нет. За редким исключением. Ведь миф — это выдумка. А весь петербургский городской фольклор — а городской почему, потому что узнаваемый — обязательно отмечен петербургской меткой: географической, топонимической, исторической. То есть его не спутаешь ни с универсальным, ни с региональным фольклором. Поэтому, конечно, фольклор обладает мощной силой. А потому, слава Богу, что Петербург город пишущий. Когда я бросился выяснять, что такое фольклор, а до меня это никто не делал, столкнулся с тем, что его где-то надо найти. А для этого перелистать миллиарды страниц петербургской литературы.

Марианна Дьякова,ведущая:
Что-то удалось найти?
Наум Синдаловский,писатель, историк:

Моя первая книга основана на пятистах единицах фольклора, которые мне удалось найти и которые я считал верхом моих достижений. Ведь не было ни опыта, ни знаний, ни методики поиска. И только потом, когда уже появилось второе дыхание, я выяснил, что фольклор безграничен. Сегодня в моей картотеке около 12-ти тысяч единиц фольклора.

Марианна Дьякова,ведущая:
В отличие от понятия «коллективное бессознательное», наверное, фольклор — это порождение коллективного сознательного.
Наум Синдаловский,писатель, историк:

Дело в том, что к сожалению, мы не знаем авторов фольклора. Но они есть. Любой анекдот кем-то придумывается. К несчастью, мы не знаем источник. Но свойство фольклора — совершенствовать, оттачивать первоначальный вариант. Петербургская фразеология достигла античного совершенства благодаря хождению из уст в уста. «Псковский да Витебский народ самый Питерский» не мог возникнуть просто так. Причем считалось, что фольклор всегда был источником творчества для писателей. Поиски сюжета — это проблема как раньше, так и сейчас. Сюжеты воровали друг у друга, сюжеты дарили друг другу. Мы знаем, Пушкин подарил Гоголю и «Ревизора», и «Мертвые души». Достоевский в поисках сюжета каждый день начинал с просмотра криминальной хроники. Так вот, Достоевский пользовался криминальной хроникой, а Пушкин пользовался фольклором. Большинство его произведений основано на фольклоре. «Пиковая дама» основана на основе анекдота о проигравшемся в пух и прах внуке княгини Голицыной. Гоголевская «Шинель» основана на легенде о чиновнике, который всю жизнь копил на ружьё, и когда купил это ружьё, поехал на охоту на лодке, и ружьё утонуло. И он сошёл с ума от этого. А Гоголь находился в салоне, где рассказывали эту историю, и свидетели рассказывали, что вдруг Гоголь среди всех прочих встал и осторожно пошёл к двери. Оказывается, у него возникла мысль о «Шинели».