После переделки памятника архитектуры под апарт-отель, здание великого зодчего Стасова стало разрушаться на глазах, а северная стена начала уходить в Мойку. Сейчас работы остановлены, а на суд петербуржцев представлены два проекта по реставрации и развитию этой исторической зоны. Репортаж Павла Никифорова.
Конюшенное ведомство. Одно из самых больших в мире — ведь это, по сути, типологическая застройка — конюшенные дворы были во всех крупных городах. И петербургский двор – самый- самый. И по архитектуре, и по размеру. Вот только после последней попытки перестроить ведомство ходить по нему без каски — просто опасно для жизни. Еще одна зима без реставрации и ведомство начнёт съезжать в Мойку — так масштабны его разрушения.
Павел Никифоров, корреспондент: «Этот знак "снимать запрещено" остался с тех пор, когда ведомство пытались переделать под аппарт-отель, но мы не просто его снимем, а снимем для вас с тех ракурсов, с которых Конюшенный двор вы еще не видели».
Вадим Басс, историк архитектуры: «Это действительно какой-то невероятный челлендж, что для тех, кто запускает этот проект — музейный ли, выставочный, какой-то еще, какое-то общественное пространство. И в этом смысле это какая-та уникальная история, потому что у вас есть уникальный кусок в центре города, сейчас вырванный из городской жизни. И вопрос в том, что вы можете здесь устроить, что вы можете здесь предложить».
И после пяти реконструкций – в том числе и зодчего Стасова – и особенно после попытки превратить ведомство в гостиницу, этот вопрос, что здесь можно устроить, и правда самый важный. Нельзя же закрыть глаза на то, что здесь было раньше. Здесь была конюшня, здесь была квартира Маннергейма, здесь в Церкви Ведомства отпевали Пушкина. И это далеко не всё.
Павел Никифоров, корреспондент: «История Конюшенного ведомства так многослойна, что в ней поместился даже гараж НКВД, который располагался в ведомстве в первое десятилетие Советского Союза. Под этими досками спрятана колонка, которая ведёт к бочке, зарытой под землю. И вот в эту бочку годами сливали машинное масло и промышленные жидкости».
В результате почва у Западного корпуса на несколько метров в глубину отравлена мазутом, а кирпичи буквально пропитаны соляркой. Тут нужно срочно рекультивировать грунт, иначе… Хотя и так всем всё понятно. Сейчас ведомство передали Музею истории города — Петропавловской крепости. И силами музейщиков двор уже стали укреплять, тем самым спасать. Сейчас существует два проекта по реставрации, развитию и приспособлению Ведомства.
Павел Никифоров, корреспондент: «С реставрацией Конюшенного ведомства Петербург вернет себе всеми забытый и давно утраченный городской символ — флюгер в виде коня на шпиле вот этой башни Конюшенного двора».
Вот, как это выглядело на оригинальных рисунках самого начала 19 века. А это вариант одного из проектов, который предлагает архитектор Рафаэль Даянов. Его суть в скорейшей реставрации — главная задача, как говорит сам архитектор, сохранить, а потом уже всё остальное. По концепции Даянова — ведомство должно превратиться в творческое пространство с галереями, летним кафе, причалом, обзорной башней и открытой театральной площадкой.
Рафаэль Даянов, архитектор: «Я бы не поставил конечный срок, потому что это здание достаточно протяженное и скорей всего нужно временно водить этот объект, как Новая Голландия делает… здесь в Мойку скатываемся, здесь почва отравлена и т.д.».
Второй проект создал архитектор Сергей Мишин. Сергей со своей командой и инвестором предлагает властям Петербурга превратить Конюшенное ведомство в центр современного искусства с подземным пространством под самим двором. И самое интересное в этом проекте — это пространственный подход, когда здание Ведомства стоит не особняком ко всему городу, а оно встроено в главные пешеходные маршруты центра.
Сергей Мишин, архитектор: «Если мы посмотрим на карту города, вот этой части города, то мы увидим, что существует два анклава — Эрмитаж и Русский музей — и здесь образуется некая пустота и наша идея в том, что территориально эта зона должна превратиться в некий архипелаг».
Другими словами, задача Сергея, чтобы все пути туристов в центре города, так или иначе, проходили через Конюшенный двор.
Одно ведомство — два проекта. Причём оба открыты для общественности. И тот, и другой крайне петербургские, от петербургских же архитекторов. В октябре из этих двух должны выбрать один и немедленно приступать к его реализации. Хотя бы просто потому, что Ведомство ждать больше не в состоянии.