Чем живёт легендарный театр накануне нового сезона, знает Татьяна Баженова.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Русские опера и балет – явления не просто крупные. Необъятные! Эти два вида искусства неразрывно связаны с одним петербургским храмом. И речь не о религии, а о сцене. Мариинский театр открывает 235 сезон. Год за годом больше двух веков его ковали выдающиеся деятели. Максимально кратко изложить эту историю можно так: Екатерина II всё основала, Александр II построил здание в честь жены Марии Александровны, Михаил Глинка озвучил, Петр Чайковский подхватил, Мариус Петипа поставил, Агриппина Ваганова научила танцевать, Евгений Мравинский и Юрий Темирканов дирижировали, Валерий Гергиев построил корпорацию».
Причем, «корпорация» – самый подходящий термин. Сейчас Мариинка — это три грандиозных площадки в центре Петербурга плюс сцена на Дальнем востоке. Начиналось всё с Большого императорского театра, но он – увы – до наших дней не дожил. Стоял он на месте нынешней консерватории, но вскоре прямо напротив построили роскошную Мариинку. Ту, что мы привыкли видеть теперь. Сложно представить, что всё это про один театр: больше тысячи артистов и музыкантов в труппе, 28 премьер и полторы тысячи показов в прошлом сезоне, четыре тысячи кресел в зрительных залах.
Ольга Розанова, историк балета: «Раньше был такой анекдот. Приезжают в Советский союз, в Ленинград и спрашивают: "Ну как тут у вас?" "Всё по-старому. Романов правит, Гостинка торгует, Мариинка пляшет". Мариинский театр входит в число самых знаковых и значимых явлений нашего города».
Чтобы выйти на эту сцену, они проливают пот и слёзы, стирают ноги и срывают связки. Артистами Мариинки не рождаются — становятся, причем, каторжным трудом. Зато сколько звезд она взрастила: Кшесинская, Карсавина, Дудинская, Уланова, Нуреев и Барышников! В современной истории – Лопаткина и Нетребко, Абдразаков, Герелло и Вишнёва… По сути, коллектив Мариинского – это азбука оперы и балета двух веков.
Диана Вишнёва, прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России: «Меня связывает с Мариинским театром абсолютно всё! Это моя сцена, мой дом, это мой любимый коллектив. И я очень горжусь! В этом году у меня 22-й сезон».
У станка артисты проводят времени почти столько же, сколько в воздухе: Мариинка – один из самых гастролирующих театров мира. График нового сезона уже пестрит поездками в Америку, Японию и Италию.
Юрий Фатеев, и.о. заведующего балетной труппы Мариинского театра: «Длительные перелеты в Китай, Соединенные Штаты, в Японию, Южную Америку — это непросто…».
В то время, как часть труппы гастролирует, здесь дома работа не останавливается. Мариинский театр продолжает работать на двух площадках: и на исторической, и на новой сцене. И другая часть труппы, ничуть не худшая, остается работать здесь.
По ту сторону занавеса тоже «своя атмосфера». Зрители Мариинского театра – разговор отдельный. Сюда ходят не только насладиться прекрасным, но и показать прекрасного себя.
Причем, сейчас это элитарный клуб, куда попасть удается отнюдь не каждому. Не аплодисментами едиными платят зрители за труд исполнителей.
Большое искусство влияет и на большую… политику, причем еще со времен Глинки и его «Жизни за царя». Иностранных коллег очаровывал Мариинкой и Владимир Путин – молодой президент в 2000 году сводил на премьеру оперы «Война и мир» Тони Блэра. И сегодня театр не боится быть в центре событий, неслучайно именно Мариинский предоставляет свой зал для первого показа нашумевшего еще до премьеры фильма «Матильда». А как иначе, если именно здесь делала свои первые па Матильда Кшесинская?