Иметь репетитора, а то и нескольких, в Петербурге стало нормой. Фирмы по подбору педагогов для частных уроков зарабатывают миллионы, а сами дети страдают от сильной нагрузки. Теперь дополнительные занятия берут не только старшеклассники при подготовке к экзаменам, но и те, кто только пошел в первый класс! Плохо учатся или плохо учат — разбиралась Евгения Альтфельд.
Две трети этого класса ходят к репетиторам и считают, что только так можно нормально учиться.
Александр Карятин, ученик: «Хочется еще дополнительно развиваться».
– То есть это твое желание, а не родителей?
– Да.
Арсений Борисов, ученик: «Репетитор подталкивает к знаниям. Я успевал на уроках, просто хотелось знать гораздо больше, чем можно узнать на уроках. В школе нам дают ограниченные знания, а репетитор может расширить диапазон знаний, который мы можем получать».
Артём Макроусов, ученик: «Чем меньше у меня свободного времени, тем с большей пользой я его провожу. Когда я занимался спортом 2 раза в неделю и все, я просто попусту тратил свое время после школы, мне это не нравилось».
Учитель русского языка Наталья Дудинская критикует родителей за увлечение репетиторами. Они боятся неуспешности своих детей и перекладывают на других контроль за домашним заданием. А значит и за учебой, и за самой судьбой.
Наталья Дудинская, учитель русского языка и литературы: «Это еще и дань моде. Не иметь репетитора – это значит не быть в тренде, извините за это слово. Моя позиция – никому не нужен репетитор. У них репетитор как броня, которая спасает их от сложности учебной деятельности. Вдвоем с репетитором легче выполнить домашнее задание, чтобы быть успешным завтра на уроке, а самому надо в два раза больше времени потратить».
Маме Полины и Артема без дополнительных учителей не обойтись, репетитор есть даже у младшего – первоклассника. Она рассказывает поистине дикую историю: семья полгода платила за дополнительные занятия Полины по математике, в итоге психологическая травма и у мамы и у дочери.
Диана Громова: «Репетитором был учитель по математике. Но что-то не сложилось, и она хотела поставить 2 итоговую и оставить на второй год. Я не поняла, она хотела себе 2 поставить или мне или дочке – я так и не поняла».
Но даже после этого семья не отказалась от репетиторов. Схема, при которой учитель специально занижает оценки, вынуждая платить за дополнительные часы, становится нормой. Ну а родителям делать домашнее задание с ребенком — пытка. Интернет полон видео, которые выкладывают после таких вечеров. Ролик, в котором девочка решает задачку про грибы в третьем бочонке стал новым «мемом» и набрал 5 миллионов просмотров.
2 репетитора и несколько кружков — новый образовательный стандарт. Добавить домашнее задание и о беззаботном детстве ребенок может узнать лишь из ностальгических рассказов своих же собственных родителей или фильмов советской эпохи.
Пятиклассница Яна после школы бежит не во двор, а к репетитору по английскому, которая стала и учителем, и другом — на сверстниц времени нет. После урока — пятиминутная разрядка. Яна любит заплетать косы, учитель превращается в модель.
Яна Ильина: «Вместе уже 4-й год, сразу после школы я бегу к репетитору, чаек попью, когда уже давно не ел, не обедал, только завтракал».
Мама Яны учила немецкий, с английским помочь не может. К учителю после урока обратиться нельзя, так не принято. А программа слишком трудная даже по мнению профессиональных педагогов.
Татьяна Швец, репетитор по английскому языку: «Вы открываете учебник, во втором классе и сразу начинаются тексты, иногда детей не учат, как читать, как пишутся буквы, это экстравагантно. Я преподаю в разных возрастных группах от 5 до 80, но не всегда и взрослому человеку такая система подойдет».
Фирмы по подбору репетиторов — на пике развития. Только одна из многочисленных платформ предлагает более 16 тысяч учителей по 596 предметам! От классической математики до церковного пения или гидравлики. Больше всего востребованы уроки английского. Подготовка к ЕГЭ стоит до 1500 тысяч рублей за 45 минут.
Многие выбирают более доступные уроки по скайпу. Анна – недавяя студентка, преподает сразу три школьных предмета. Ее красные волосы не пугают родителей, скорее, помогают наладить контакт с подростками. От учеников нет отбоя, всем нужна подготовка к ЕГЭ.
Анна, репетитор: «Проблема в том, что в школе готовят не к тому. Есть стандарт программы, которая не совпадает с тем, что будет на экзамене. Иногда в школе дают слишком много информации и ребенок не способен сам ее систематизировать для решения конкретной задачи».
Репетиторство в России известно с 18 века. Дворянских детей учили заезжие иностранцы, как герой «Капитанской дочки» мосье Бопре, который у себя на родине был и парикмахером, и солдатом. Его выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.
Микаэль Манн, бывший тележурналист, продолжает традиции иностранных учителей в Петербурге. Переехал из Стокгольма 10 лет назад и стал репетитором шведского языка. Заниматься с россиянами ему непросто, разные системы обучения. Разговорная практика против теории. А репетиторов нет вообще.
– А что касается детей, школьников – почему в Швеции не берут репетиторов?
– Да, это интересно. Наверное, наша школа слабее, чем ваша школа, домашних заданий не бывает, у меня дочка там есть, я знаю, никаких домашних заданий.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Получается, что российские дети, едва ли не единственные в мире, сначала учатся в школе, потом делают домашнее задание и затем бегут к репетитору. У некоторых по несколько дополнительных педагогов, которые помогают справиться с, видимо, непомерной нагрузкой».