Юрий Зинчук,ведущий: «Но начинаем мы с события, про которое нельзя сказать, что к нему было приковано внимание федеральных СМИ. Но для летописи Петербурга это очень важная страница. Потому что речь идёт о человеке, который не только во многом изменил наш город, но который изменил всю страну, когда принял решение идти в большую Политику. 80 лет Анатолию Собчаку. Первому и последнему мэру Ленинграда. Цветы к памятнику Анатолия Александровича 10 августа на Васильевском острове возложили вдова Людмила Нарусова, дочь Ксения Собчак, друзья, коллеги и представители власти. Можно по-разному относиться к наследию Собчака. Ругать, восхищаться, ненавидеть или, наоборот, боготворить. Это личное дело каждого. Но есть вполне очевидный исторический факт. Не было бы Собчака – не было бы практически всей нынешней политической элиты России, а значит и Россия была бы другой. Вот давайте спросим у тех, кто знал его – в чём заключается его главное достижение как политика? И какова его самая большая ошибка – как человека?»
Судьба Собчака абсолютно соответствует штампу советских газет «Время выбрало нас!»
Будь на дворе другая эпоха, Собчак так и остался бы, как он однажды признался в интервью, на тихой профессорской работе на университетской кафедре. Но конец 80-х когда вся страна опьянела от романтики первых лет перестройки не оставлял ему выбора. Он пошёл в политику.
Уже на первом своём политическом поприще, будучи народным депутатом первого съезда, он выделялся во всём: и нарочито интеллигентной лексикой петербуржца во время выступлений. И даже тем, когда его не по ситуации излишне модный клетчатый пиджак всегда выбивался на фоне серых и однотипных костюмов других депутатов. В нём все было другое. И речь, и внешний вид, и смыслы, которые он пытался донести.
Он был профессиональным политиком. Когда мог за полчаса своего выступления убедить любую аудиторию в правильности своих тезисов. Или когда именно он уговорил президента Ельцина приехать в Петропавловский собор для участия в перезахоронении останков царской семьи. Тогда этот шаг Ельцина многие оценили как жест примирения между Россией прошлой и настоящей. И будучи профессиональным политиком в интригах политических Анатолий Собчак никогда не отличался особой хитростью и расчётливостью.
Избитый штамп, который часто применяют по отношению к Собчаку – его многие любили, и многие ненавидели – полностью соответствует действительности. И его трудно было бы избежать, когда, будучи мэром, Собчак рабочее утро начинал с экстренных заседаний, на которых рассчитывали до килограмма количества мяса и хлеба в продовольственных запасах города. А вечером его уже видели в филармонии в окружении Ростроповича и Вишневской. Тогда многие не понимали, зачем мэру города, который получает посылки и гуманитарную помощь из Германии, встречаться с писателем Морисом Дрюоном, ездить в Нью-Йорк, чтобы пытаться уговорить Иосифа Бродского вернуться на родину. А уж тем более в тяжелейших условиях проводить масштабные международные Игры доброй воли. Когда ему даже лично приходилось доказывать, что вода в бассейне чистая и безопасная для спортсменов.
И в то же время он мог, несмотря на эпатажность, в своих решениях сформировать команду, которая стала основой почти всей политической элиты современной России. Вот, например, по просьбе своего руководителя Анатолия Собчака, молодой вице-мэр Владимир Путин презентует премьер-министру Черномырдину масштабный проект. Окружная дорога вокруг города. ЗСД и кольцевая – так они рождались еще тогда. Чубайс, Кудрин, Козак, Мутко, Медведев – список бесконечно долго можно продолжать. Но всегда, зримо или не зримо, на всех фотографиях и видеоархивах за плечом Собчака стоит тот, чьё имя потом узнает весь мир.
Уже потом, когда Владимир Путин был выбран Президентом страны, Анатолий Собчак раскрыл одну из аппаратных тайн, почему Борис Ельцин сделал свой выбор в пользу Путина.
Карьера Собчака прервалась также стремительно, как и начиналась. Он проигрывает всего лишь полтора процента своему ученику и бывшему члену команды – Владимиру Яковлеву. Полтора процента по тем временам в отсутствии наблюдателей и камер наблюдения на участках можно было легко исправить в свою пользу. Но Собчак, тогда честно произнёс: «Ничего делать не надо». Эти четыре слова и стали для него потом как для политика приговором. Сразу же после ухода с поста мэра против Собчака возбуждают уголовное дело. Как многие эксперты потом писали, месть силовиков за то, что именно Собчак уговорил Ельцина не отменять президентские выборы 96 года. Три инфаркта. 4 следственные бригады из Москвы. Угрозы. И его растерянный вид в больнице, когда он извинялся перед врачами за то, что он для них такой неудобный политический пациент.
Про судьбу и биографию первого мэра Ленинграда еще много напишут и снимут. Но на вопрос – главное политическое достижение Собчака – уже есть ответ. Он изменил страну. После Собчака Россия уже никогда не станет прежней. И главная его историческая ошибка тоже очевидна. Ведь один из главных своих жизненных принципов он выразил словами Суворова. Вот эта запись, сделанная Собчаком в его личной анкете. «Недоделанное – хуже не сделанного». И этот принцип Анатолий Александрович нарушил. Он слишком рано ушёл из жизни. Не успев закончить, то, что начал.