О концепции «умного города» и о внедряемых технологиях рассказывает Анастасия Измайлова.
Концепция умного города – это внедрение технологий, предполагающих экономичное и удобное использование городских систем жизнедеятельности. С технологической точки зрения, в основе популярный сегодня интернет вещей. Это подключение различных устройств к единой системе, позволяющей управлять инфраструктурой города. У нас в Петербурге это, например, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», откуда через тысячи камер следят за нашей с вами жизнью.
Иван Лобацкий,заместитель директора городского мониторингового центра: «Вы сейчас видите видеостену, на которую выводится информация с источников, которые размещены по всему городу. В состав нашего комплекса входит большое количество систем. Информация с датчиков, которые расположены на объектах социальной инфраструктуры приходит сюда, в мониторинговый центр, и транслируется, разумеется, в экстренные службы».
Кстати, такая система контроля за городскими территориями должна на 20% сократить финансирование правоохранительных органов и спасательных служб. А это уже часть поумнения транспортной системы Петербурга. Мониторинговый центр, где собирают всю информацию о работе автобусов, троллейбусов и трамваев.
Анастасия Измайлова,корреспондент: «Вообще интеллектуальная транспортная система — это одна из важнейших составляющих Smart City. Петербург все ближе к поумнению в этой области. Например, вот на Невском появилась умная остановка – здесь телефон можно зарядить, а когда все остановки поумнеют, спросим у представителя организатора перевозок».
Роман Агапитов,руководитель пресс-службы ГКУ «Организатор перевозок»: «Наша программа по обумниванию остановок движется, к сожалению, не такими большими шагами, как хотелось бы. Это связано с тем, что недостаточно финансирования. Но, тем не менее, у инвестора, который установил данный павильон, есть инвестиционная программа по установке 50 павильонов к чемпионату мира 2018 года».
Умный и удобный общественный транспорт — это как раз то, на что делают акцент в европейских городах. В столице Эстонии, например, решили – должно быть еще и доступно. И сделали проезд для жителей города бесплатным – по единому билету.
Виктория Пунга,житель Таллина: «С этой карточкой ты можешь проезжать везде. Все 440 000 человек, которые в Таллине живут, если они зарегистрированы, они все ездят бесплатно».
Местные чиновники подсчитали – транспортная реформа позволит снизить уровень пробок и увеличит количество налогоплательщиков, ведь многим придётся получить регистрацию. В итоге, расширение налоговой базы и позволило покрыть недостаток дохода от продажи билетов.
В другой близкой к нам европейской столице – Хельсинки – общественный транспорт тоже в зоне повышенного внимания.
Анастасия Измайлова,корреспондент: «В Хельсинки все очень смарт. Сделано по-умному. Предмет особой гордости — общественный транспорт, который работает здесь как часы».
Хельсинки не раз признавали одним из самых умных городов Европы. Апогеем развития смарт технологий здесь должен стать специально спроектированный район Каласатама, где экономия возведена в ранг философии жизни. Умные дома оптимизируют расход воды и света, приложения для жителей позволяют планировать время парковки и маршрут до работы. И даже мусор здесь летает под землей. Потому что так — и быстрее и чище.
Зато мы оказались впереди Европы всей по части общения с туристами — в Петербурге разработали уникальное приложение с дополненной реальностью.
Евгений Панкевич,генеральный директор СПб ГКУ «Городское туристско-информационное бюро»: «Конечно, вся туристская отрасль сейчас перетекает вот в такие умные технологии. Мы брали за основу опыт европейских городов и опыт других государств. И, насколько нам известно, сегодня приложение «Визит Петербур АР» впервые в Северной Европе представлено в Петербурге».
По прогнозам правительства города, Петербург должен ощутимо поумнеть к 2030 году. Именно на такой срок рассчитана программа «Умный город». По мнению экспертов, учтя европейский опыт и сплотив власть и бизнес вокруг понятного плана мы сможем сделать это даже без больших бюджетных вливаний.