Юрий Зинчук,ведущий: «Но начинаем мы, конечно же, с рассказа о самого красивом, масштабном и ярком событии этих дней в Петербурге. Впервые столь масштабно и величественно в нашем морской столице России прошёл главный военно-морской парад. Парады у нас были. И в эпоху Ленинграда. И в истории современного Петербурга. Но обычно сценарий был такой. Корабли ночью заходили в Неву. Становились на рейд. Потом командующий объезжал строй кораблей на катере. С приветствием и поздравлениями. И на этом, по сути, всё и заканчивалось. Салют гремел уже вечером. На этот раз всё было по-другому. Вот чтобы так, с авианосцами, самыми большими в мире атомными субмаринами, китайцами, авиацией, съёмками с земли, воды, воздуха, с огромными экранами, на которые транслировалась картинка, да еще и в присутствии главы государства – так День ВМФ в морской столице отмечают впервые. И, как уже заметили многие эксперты, скорее всего, идеологически и исторически будет закреплено следующее распределение между главными парадами в стране. День победы – 9 мая – это Москва, Красная площадь. А День ВМФ – это Петербург и Кронштадт. И в подтверждении моих слов сегодня пришло следующее сообщение. Цитирую по ленте ИТАР-ТАСС.
«Главный Военно-морской парад России в День Военно-морского флота будут проводить ежегодно и традиционно. Об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу. Глава министерства отметил, что прошедший 30 июля парад в Петербурге «продемонстрировал всему миру, что наша страна является великой морской державой, показал силу и боевую мощь современного российского флота», – конец цитаты.
Ну, а теперь давайте посмотрим, какие особенности отметили эксперты, наблюдая за этим парадом, какие смыслы можно было обнаружить. И главное, как теперь Санкт-Петербург будет представлен и в мире и в России, в контексте этого грандиозного события.
Санкт-Петербург. Более блистательного фона для проведения парада, который должен был увидеть весь мир, придумать нельзя. Его нельзя ни придумать, ни построить, как трибуны для VIP-зрителей у Медного всадника. Его можно было только создать. На невских болотах. За триста с лишним лет. Со времён царя-плотника. И этот фон сразу же порождал нужный подтекст. Который в условиях нынешних отношений между Россией и Западом каждый прочитал по-своему.
Масштабы парада действительно поражали. 5 тысяч участников, 4 флота страны, включая каспийскую флотилию. Как напоминание о том, как били «калибрами» по игиловцам в Сирии с Каспийского моря.
Подтекст Российской империи читался в каждом кадре. Вот несут кормовой флаг корабля «Азов». Легенда крымской войны. Как намёк на то, что фраза «Крым наш» была актуальна еще 200 лет назад. А вот стены адмиралтейства, где строил первые корабли России царь Пётр. И даже трибуны для почётных гостей были установлены под простёртой десницей Медного всадника. Тут уж не ошибёшься в смыслах, которые скрывались за этими символами. Смыслы вполне понятные для страны, которую омывают 15 морей и три океана.
Особую зрелищность придавала безупречность телевизионной картинки парада. Которая позволяла даже не обращать внимание на откровенные ляпы диктора в стиле «грозное оружие этих кораблей можно заметить даже невооружённым взглядом». Зато в остальном картинка, как говорят телевизионщики, звенела. Всё было по-морскому чётко, строго, зрелищно. И с берега, и с воздуха, и с воды. Таким российский флот в 21-м веке ещё никогда не видели. Наконец-то акваторию Невы использовали по её прямому предназначению, как и задумывал Пётр Первый. Когда стоял здесь «на берегу пустынных волн». И потом уже после официальных торжеств, когда начался концерт на Дворцовой площади, можно было тоже услышать отголоски того, что хотели сказать этим парадом, который с таким невероятным размахом и блеском провели в морской столице России.