Чем запомнится главный военно-морской парад 2017 г., рассказывает Евгений Соловьёв.
Санкт-Петербург. 30 июля. Этот день уже в истории. Главный военно-морской парад как демонстрация мощи, достоинства и спокойствия сильных.
Это увидели и услышали миллионы людей по всему миру. В одном Петербурге — 700 тысяч человек, не считая зрителей телевизионных и интернет трансляций. И сразу возникли вопросы, а что это было? Наша позиция однозначна: возрождение великих традиций великого флота.
Первый военно-морской парад был проведен по указу Петра Первого после победы при Гангуте. И с тех пор в истории страны было немало примеров, когда именно флот склонял чашу весов геополитики в пользу России.
Сергей Климовский, ученый секретарь центрального военно-морского музея: «У англичан есть очень хорошая фраза: "fleet in a being" – флот действует уже только тем, что существует»
Один из таких показательных примеров — первая американская экспедиция русского флота. В 1863-м году вспыхнуло польское восстание и возникла реальная угроза, что его поддержат Англия и Франция. Тогда, в обстановке полной секретности из Кронштадта и Владивостока к берегам Соединенных Штатов отправились две эскадры под командованием контр-адмиралов Лисовского и Попова. Официально, для оказания помощи северянам, практически, русские корабли встали на рейде на торговых путях и в случае необходимости, могли заметно усложнить жизнь лондонской и парижской бизнес-элите. Это называется демонстрацией флага, и ее увидели, те, кто должен был увидеть.
Сергей Климовский, ученый секретарь центрального военно-морского музея: «Можно сказать, что не сделав ни одного выстрела, русская эскадра, она очень помогла нашим дипломатам и была одержана очень важная дипломатическая победа».
После распада СССР и до самого рубежа XX столетия ВМФ нашей страны считали «обреченным на гибель». По оценкам большинства специалистов, Военно-морской флот России к этому времени составлял приблизительно четверть максимального уровня советского ВМФ. Потенциал подводного флота снизился еще более резко – с 400-т подводных лодок в 1985 году до 65-ти. В 2000-м Владимир Путин заявил о новой военно-морской доктрине и это такая же историческая веха, как в свое время строительство первого российского линейного фрегата «Полтава», которую закладывал лично Петр 1.
Евгений Соловьёв, корреспондент: «На то, чтобы построить "Полтаву", Петр Алексеевич Романов дал своим корабелам 3 года. Задача крайне сложная, даже для современных судостроителей, которые сейчас пытаются воссоздать легендарный корабль».
Из открытых источников известно, что сейчас в распоряжении Российских ВМФ 210 боевых кораблей, катеров и 72 подводные лодки. Планы развития никак не связаны с увеличением этой численности, а скорее обновлением. Большая часть кораблей находятся в преклонном возрасте и уже не в полной мере соответствует тем задачам, которые приходится решать сейчас — борьба с терроризмом, пиратством, защита границ государства и интересов в Арктическом регионе.
Илья Курганов, военный эксперт: «Парады, переходы кораблей, демонстрация военно-морского флага – это все инструменты и внешней и внутренней политики. Если рассматривать нынешнюю сложившуюся ситуацию в мире с точки зрения военной науки, то мы сейчас видим все признаки угрожаемого периода».
При этом мы никому не угрожаем. Но должны быть готовы адекватно ответить на любые попытки угрожать нам.
Важно, что и среди истеричных воплей западной прессы из разряда: «НАТО, смотрите! Русские идут!», находятся и взвешенные оценки. Вот, что пишет в популярном американском научном журнале капитан первого ранга ВМФ США в отставке Томас Федышин: «Дремлющий русский медведь просыпается, но на этот раз он является в ином, менее воинственном и агрессивном виде. И эта тенденция может привести к подъему ВМФ России на самый элитный уровень среди военно-морских сил мира».
Все планы – это военная тайна. Но совершенно очевидно: судостроительная отрасль заметно приросла военными заказами. Хотя, будущее российского военного флота, вопреки расхожему мнению, определяется не только количеством современных боевых кораблей. Это и огромный перечень бытовых вопросов. Денежное довольствие моряков увеличилось на порядок. Например, зарплата командира атомной подводной лодки сегодня колеблется в районе 250 тысяч рублей. И это не менее важные капиталовложения в обороноспособность страны. Мы ищем новых союзников и поступательно идем по пути модернизации. Длинному и тернистому. Но…
Владимир Путин: «Как говорил Адмирал Нахимов: "У моряка нет легкого или трудного пути. Есть только один — славный!"»
И этот путь осилят идущие по волнам. Точка отсчета — 30 июля. Петербург, 21-й век.