Первый парад русского флота провел Петр I еще в 1699 году. И было это 18 марта. По сути, это был смотр сил только что созданного Азовского флота. России предстояло заключить мирный договор с Турцией. И Петр хотел продемонстрировать турецкому султану боеспособный российский военно-морской флот.
Спустя 15 лет, в 1714-м, у мыса Гангут состоялась первая морская победа российского флота. Шведский отряд кораблей был разгромлен. Тогда Петр I подписал указ. Ежегодно 27 июля (по старому стилю) велел отмечать праздник флота богослужениями, морскими парадами, шествиями войск, салютами.
1723 год. Вторая годовщина Ништадтского мира. Появляется традиция доставлять в Петербург «дедушку российского флота» – ботик Петра I. 30 мая его торжественно встречали на Неве. Кстати, в этом году традиции не изменят. И ботик вновь пройдет по Неве. Правда не своим ходом, а на борту сторожевого катера.
Еще один наказ Петра I исполняется уже несколько веков подряд. Это торжественные богослужения в день ВМФ. Они проходят по всей стране.
В этом году одно из главных состоится в Кронштадтском морском соборе. Эта морская святыня имеет долгую историю. В честь двухсотлетия флота Российского – в июне 1913 – ее освятили. На церемонии присутствовал император Николай II, великий князь Кирилл Владимирович, морской министр и председатель строительного комитета Кронштадтского собора Иван Григорович. И это последний морской министр Российской империи. По воспоминаниям современников, судостроение при нем развивалось с невиданной до этого силой. Уже в наше время имя контр-адмирала присвоили сторожевому кораблю Российского флота. А в Петербурге на станции метро «Адмиралтейская» Ивана Григоровича можно найти среди шести портретов-барельефов выдающихся адмиралов российской империи. Корреспондент Евгений Старов встретился с внучкой легендарного морского офицера.
Ольда Петрова, внучка адмирала Ивана Григоровича:
– До 13 лет я ничего совершенно не знала о дедушке. Времена были такие, не все можно было сказать маленькой девочке. 10 мая 1911 года – освящение этого замечательного памятника. Скульптор Карл Изенберг. Стоит дедушка, Николай II, вдали бабушка и за руку держит мою маму. Это его почерк – мне подлинник прислали из Франции. Представляете, как он тонко писал? Сначала только море – для продажи, он не получал пенсию. Ему ведь предлагали пособия и Франция, и Англия. Отказался, он был патриотом величайшим.
Во дворе был каток. Мама была очень неуклюжая, и дедушка смеялся, когда она каталась. Это был великий человек. Человек, который воссоздал флот после Русско-Японской войны. Он был почетным гражданином Севастополя, Николаева, Ревеля, Таллина. У него вся жизнь была – флот, и все для флота. И его девиз: чтобы в России строились корабли только руками русских корабелов.
Он всегда все проверял, все время ходил на все закладки. Его даже звали «некабинетный адмирал».
Ему выбраться после революции было некуда совершенно. В 19-м году ему предложили работать в архиве военноморском. Вскоре должность сократилась и он работал не за деньги, а просто так. Иногда ему присылали паёк.
И вот у него оказался рак головного мозга. Нужна была операция, он уже падал на улице в обморок, ноги были ослаблены, голод был и холод.
И вот от разрыва сердца, сидя за столом, он умер. От тоски. В последствии через 75 лет уже люди другого плана перезахоранивали. В газетах писали, что такого скопления Адмиралов не видела Россия никогда: и прежние, и настоящие – все, и с палочками, и седые.
Нам большого труда стоило здесь все убрать, очистить. Но это сделал флот, конечно, морское собрание во главе с Орловым по распоряжению главкома Куроедова. Он большую долю внес и в перезахоронение дедушки на Родину и в установлении доски на Адмиралтействе. И корабль, названный его именем, это тоже пример. Потому, что это имя из истории флота никуда не уйдет».