Велосезон в Петербурге, несмотря на холодное лето, в самом разгаре. Однако официальных веломаршрутов в городе пока только 7. К концу года появится ещё пять. Тем временем, многие эксперты уже задались вопросом, а нужен ли велосипед в Петербурге? Антон Цуман отправился на велопрогулку в поисках ответа.

Твидовый костюм, английский кепи и английский же велосипед 40-х годов. Велоисторик Геннадий Кацев въехал на набережную Смоленки как будто из тех времен, когда велосипед был в диковинку. И мы решили устроить небольшой выезд. Или, как пел англичанин Фредди Меркьюри, "Bicycle Race". Чтобы ответить на вопрос — что значит этот двухколесный транспорт для Петербурга?

Геннадий Кацев, коллекционер велосипедов: «Велосипед вообще демократичный вид транспорта. Для некоторых альтернативный способ жизни и существования Потому что он подразумевает свободу передвижения, свободный выбор маршрутов».

Впрочем, свобода передвижения зачастую ограничивается особенностями такого мегаполиса как Петербург. Это и пробки, и высокие поребрики и слабо развитая инфраструктура для велосипедистов. А в центре города порой и разойтись сложно, не то что проехать даже на двух колесах.

Дарья Фазлетдинова: «Развитие городской инфраструктуры происходило таким образом, что значительная часть городских территориальных ресурсов отдавалась созданию автомобильной инфраструктуры. Зачастую в ущерб общественному транспорту, пешеходов и велосипедистов. Поэтому, конечно, сейчас нашей задачей стоит создание развитой сети велосипедных дорожек с учетом баланса интересов всех участников дорожного движения».

И до конца года в черте города появятся 5 веломаршрутов. Два на севере, два объединят Петроградку и Крестовский, ещё один появится на Фонтанке, немного потеснив пешеходов с одной стороны и автомобилистов с другой.

Примером в этом плане могут послужить наши города-побратимы — голландский Роттердам, где, как шутят туристы, велосипедов больше чем жителей или китайский Шанхай. Где велосипедист — полноправный участник дорожного движения. А пока петербургские сводки ДТП пополняются неутешительными фактами. И вот лишь некоторые из них.

– Апрель 2015. На Приморском шоссе грузовик зацепил велосипедиста. Молодой человек получил серьезные травмы.

– Май 2016. Разъяренный таксист намеренно сбил человека на велосипеде якобы за разбитое боковое зеркало. Перед этим устроив опасную гонку по дворцовой площади.

– Июнь 2017. Шуваловский парк. Велосипедист на огромной скорости насмерть сбил шестилетнего мальчика.

Поэтому вопрос, место ли в мегаполисе велосипеду волнует многих экспертов. По мнению некоторых даже с оглядкой на зарубежный опыт открытие выделенных полос вряд ли решит эту проблему.

Илья Огородников, автоэксперт: «Основным решением вопроса является, конечно же, если автомобили будут как можно реже пересекаться и с велосипедистами, и когда встречаются на одной линии, неизбежно возникают проблемы. Если и делать какие-то маршруты, то лучше к историческим местам – Пушкин, Павловск».

А пока таких маршрутов нет, мы с Геннадием, не мешая дорожному движению, продолжаем прогулку вдоль Смоленки, обсуждая езду на велосипеде с поправкой на Петербургский климат:

–Велосипед дает свободу перемещения независимо от погоды.
– А вот здесь я с вами поспорил, смотрите, какие тучи!

Но для велосипедистов Петербурга дождь — обычное дело. В этом плане мы очень напоминаем жителей Лондона, на улицы которого не зависимо от погоды ежедневно выезжает до полумиллиона горожан. А директор действующего уже четвертый сезон петербургского велопроката Виталий Блаженов отмечает – в самый дождливый день этой недели зафиксировано 270 обращений.

Виталий Блаженов: «Если взять велосипед даже здесь, на Московском вокзале, доехать до той же самой Итальянской улицы, Манежной площади – 5 минут времени. На личном автомобиле ехать минут 15 в часы пик».

Кстати, мода на прокат велосипедов, как и он сам, тоже родом с Туманного Альбиона. И за 150 лет со дня изобретения этот вид транспорта стал настолько доступным, что только в России ежегодно покупают более трех миллионов штук.

Но те, для кого велосипед не просто транспорт, предпочитают изготавливать их для конкретного заказчика. Например, в мастерской Александра Ильенко недавно освоили сборку фактически с нуля.

Александр в этом бизнесе уже 6 лет. Начинал с мастерской по ремонту, а теперь его авторские машины колесят по миру от Финляндии до Колумбии. И по его словам велосипед это больше, чем простое средство передвижения.

Александр Ильенко, директор мастерской по изготовлению велосипедов: «Это для каждого свое — кто-то вообще не придает никакого значения велосипеду. Пользует его и все. Главное, чтобы колеса крутились. Вокруг велосипедов создаются целые субкультуры! Для России это больше самовыражение».

Эта субкультура сложилась не сегодня и даже не вчера. Велосипед, как и автомобиль, лишь недолго оставался роскошью. Настолько вплетаясь в культурный код, что становился героем романтических стихов или даже целых песен. И на вопрос, что же станет с двухколесным транспортом через 10 тысяч лет, ответ приходит как будто сам собой.

Геннадий Кацев: «Принципы, как и любая классика, останутся, поменяться могут материалы, поменяться может дизайн, но вращение педалей останется наверняка».

И этот принцип движения вперед такой же постоянный, как течение Невы. Велосипед для Петербурга так же важен, как и Петербург для велосипеда. И это даже не транспорт, а своеобразный perpetuum mobile — вечный двигатель, для которого ничего не нужно изобретать.