Петербургские родители, учителя и, конечно же, дети обсуждают списки чтения на лето. Некоторые насчитывают 70 книг, которые нужно прочитать за 3 месяца каникул.
Многим кажется, что произведения подобраны не по возрасту и попросту отбивают интерес к чтению. Особенно остро вопрос стоит на фоне обсуждения того, чтобы ЕГЭ по литературе сделать обязательным для всех выпускников. Репортаж Евгении Альтфельд.
Юрий Зинчук, ведущий: «Владимир Путин тоже поздравил выпускников. Его речь многие эксперты уже сравнили со знаменитым выступлением Стива Джобса перед выпускниками Стэндфордского университета. Когда слова Джобса стали символом для многих представителей поколения тех, кто и сформировал нынешний мир цифрового пространства и высоких технологий, во многом определив, будущее нашей цивилизации. Будьте голодными, будьте безрассудными. Владимир Путин тоже обратился к тем, кто уже завтра будет формировать будущее нашей страны. Пробуйте, решайте, дерзайте».
Владимир Путин, Президент России: «Пробуйте, дерзайте, принимайте решения. Не бойтесь своих амбиций и постановки сверхзадач. Добивайтесь того, что, возможно, никто ещё не делал. Наша страна, наша Родина, Россия, надеется на вас, нуждается в вашей энергии, в ваших талантах.
Удачи вам! Будьте успешными и счастливыми!».
Юрий Зинчук: «Ну, и давайте еще продолжим тему образования. Потому что нет ничего важнее, если мы говорим о будущем нашей страны. И сегодня, в день выпускников, это самая актуальная тема. И посмотрим на неё мы вот в каком контексте. Сейчас родители, учителя и, конечно же, дети обсуждают списки литературы на лето. Некоторые из них насчитывают более 70-ти книг. Их нужно успеть прочитать за 3 месяца каникул.
Многим кажется, что произведения подобраны не по возрасту и попросту отбивают интерес к чтению. Особенно остро вопрос стоит на фоне обсуждения того, чтобы ЕГЭ по литературе сделать обязательным для всех выпускников. Сейчас этот экзамен можно не сдавать.
Что читают наши дети? А что должны читать? Зачем в младших классах заставляют читать тексты на старославянском, а из программы старших классов хотят исключить хрестоматийные "Войну и мир" вместе с "Преступлением и наказанием"?. Где логика в этой системе? Об этом в репортаже Евгении Альтфельд».
Мама второклассницы Лидия Жалолова не довольна списком литературы на лето. 70 произведений, которые нужно осилить. Лидия не просто мама, а библиотекарь и знает, о чем говорит.
Лидия Жалолова, библиотекарь: «Я прекрасно понимаю, что как бы я не настаивала, у меня ребенок этого не прочитает. Либо это прочитаю я и потом ей это расскажу. Либо это будет скандал – я это читать не буду и мне это не надо. А нам еще делать читательский дневник в обязательном порядке по всем этим произведениям».
Главная претензия многих родителей — книги подобраны не по возрасту и не интересны современным детям: язык архаичный, темы — далекие от жизни. Не чтение, а мука.
Такие видео набирают тысячи просмотров — многие узнают в нем своих детей. Литература — единственный школьный предмет, который не отпускает ребенка даже на лето. Списки длинные с расчетом на то, что хоть что-то прочитают, но современных, интересных детям книг в них мало или нет вообще.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Этим летом мой ребенок возьмет с собой на дачу вот такую 10-килограммовую сумку, так выглядит список чтения на лето. Мы подсчитали, здесь 4000 страниц, то есть читать надо по 40 в день. А много это или даже мало, каждая семья решает сама».
Споры подогрело недавнее высказывание Людмилы Вербицкой:
«Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы "Войну и мир" Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины».
Такое посягательство на сами основы русской литературы многих явно озадачило.
Александра Синица, учитель литературы и русского языка: «Мы убрали "Поднятую целину", мы убрали то, что детям сложно понимать, не зная эпохи. Но то, что отражает чувства, построение личности, эмоции — убирать нельзя».
Списки книг по литературе делятся на три части: обязательная, часть с утвержденными авторами — произведения на выбор, и часть, где обозначены лишь темы — учитель сам подбирает по ним книги. Советские дети учились по одной системе, сейчас есть варианты.
Учебники каждая школа выбирает на свое усмотрение. Автор одного из них — петербургский филолог Татьяна Рыжкова – несет на почту большую коробку с книгами. Это посылка в Подмосковье для коллеги-учителя, которая не хочет преподавать по выбранным пособиям, а купить петербургский учебник не может.
В этом учебнике много иллюстраций из любимых детских фильмов и даже мультиков, подсказки для учителей, как заинтересовать детей в серьезных книгах. Школьной программе действительно не хватает современных авторов и легкости преподавания, считает Татьяна Рыжкова. Пока не обязательный ЕГЭ по литературе могут сделать всеобщим, и тогда о детском чтении с интересом можно будет забыть.
Татьяна Рыжкова, автор учебника по литературе: «Этот ЕГЭ совершенно не рассчитан на современный подход к преподаванию и вообще к требованию ребенка. Сейчас говорят о том, что давайте сделаем литературу обязательной. Но не в этом виде. Потому что это натаскивание, никакого интереса уже нет и кроме отвращения это ничего уже не вызовет».
«Дон Кихот», роман начала 17 века в российских школах проходят в 6-м классе. На самой же родине Сервантеса школьники его произведение не читают. Язык сложный, книга большая — рассказывает преподаватель испанского из Барселоны Иван Маньяс.
В одном небольшом абзаце сразу три архаизма, непонятных современным детям.
Ибан Маньяс, преподаватель испанского языка: «Обычно мы анализируем отрывки. Не читается Дон Кихот полностью. По-моему, в России читается. Да и это позор для нас».
Испанские учителя, как и российские коллеги, жалуются: программа большая, часов мало. Проблему решили радикально — исключили всех зарубежных авторов, даже таких столпов мировой литературы как Достоевский, не изучают. А вот летом — дети могут выбирать, никаких списков.
Иван Маньяс, преподаватель испанского языка: «Рекомендуется читать, но неважно что. У нас дают свободу, каждый может выбрать, главное заинтересоваться».
Заинтересовать ребенка в чтении, а не заставить еще в школе прочитать всех классиков, которые и писали не для детей и не о детских проблемах. Такое мнение все чаще слышно и в петербургском экспертном сообществе.
Знаменитый французский писатель Даниэль Пеннак написал «Декларацию прав читателя». Под номером 3 — право не дочитывать, за ним — право перечитывать. Сеять разумное, доброе, вечное так, чтобы, повзрослев, подросток сам взял с полки «Войну и мир», чтобы прочитать с удовольствием все 4 тома.