Проблемы начались еще в 2011 году, когда произошло слияние двух институтских структур. Сотрудники новой объединенной кафедры начали увольняться. За 5 лет ушли больше 10 человек – преподаватели и лаборанты. А когда-то на кафедру, открытую еще в 1946 г. самим Самуилом Маршаком, мечтали попасть многие. Репортаж Евгения Старова.
Евгений Старов,корреспондент: «»Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы. Растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую его часть». Замечательное выражение Виктора Гюго, которое прекрасно подходит к миссии детской литературы, как источнику тех самых начал».
Сегодня детская литература, переживает настоящий бум по количеству авторов и произведений. Выбрать то, что ребенку будет и интересно, и полезно – задача не из простых. Сориентироваться в этом специфическом пространстве – одна из миссий центра изучения детской литературы Пушкинского дома.
Валентин Головинруководитель центра исследования детской литературы Института русской литературы («Пушкинский дом», РАН): «Основная задача – это издание полноценного академического научного журнала по исследованию детской литературы. Уже вышло 10 выпусков. Это академическое, филологическое исследование детской литературы. Это наблюдение и осознание современного процесса детской литературы».
А еще история критики, антропология детского чтения, философия отношения к детству. Над этими вопросами здесь трудятся самые разные специалисты, в основном безвозмездно. Среди них и выпускники Санкт-Петербургского Государственного института культуры – кафедры детской литературы, последней в России. Которой сегодня уже нет. Больше никого не учат изучать детскую литературу.
Евгений Старов,корреспондент: «»Одна из самых серьезных потерь в битве – это потеря головы». Льюис Керрол, «Алиса в стране чудес». Да, действительно, как часто многие из нас в борьбе за упрощение и выгоду, теряют голову».
Валентин Головин:  «Всё! Сейчас нет ни в Питере, ни в Москве образования по детской литературе. Так называемый эффективный менеджмент или то, что вы называете «оптимизация», он привел к одному – к колоссальному снижению историко-филологического образования в нынешнем уже не университете, а Институте культуры».
Выпускники кафедры детской литературы шли работать в детские библиотеки, школы, издательства, оставались преподавать на кафедре. С момента открытия в 1946 году и до последнего набора в 2011-м с этой кафедрой было связано большое число выдающихся работ и имен.
Людмила Степанова,старший преподаватель кафедры детской литературы: «Валерий Георгиевич Попов, Виктор Галявкин, Радий Погодин, Сергей Вольф, Николай Сладков, Николай Внуков, Вольд Суслов – все они были в прямом диалоге со студентами нашей кафедры».
Но кафедру детской литературы руководство вуза все-таки решило слить с кафедрой литературы.
Инна Сергиенко,доцент кафедры детской литературы: «По какой-то причине больше детская специализация в нашем институте не открывалась. Я прекратила там свою работу, потому что закончились предметы, которые я читаю, закончились студенты. Последний выпуск я выпустила в 2016 году».
Евгений Старов,корреспондент: «Взрослые очень любят цифры. Если им рассказываешь, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят тебя о самом главном. Они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он играет? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько братьев и сестер? Сколько он весит?» Антуан де-Сент Экзюпери «Маленький принц». Хорошая иллюстрация того, как погоня за цифрами съедает качественные понятия».
Из 30 человек, которые трудились на кафедрах литературы и детской литературы, сейчас осталось пять. Ранее число учащихся достигало 17 тысяч, сейчас – 5 тысяч студентов. Эти данные нам привел последний завкафедрой детской литературы Валентин Головин.
Евгений Старов,корреспондент: «Резюмировать бы хотелось высказыванием Агнии Барто: «Пути развития детской книги – одна из самых важных и гуманных проблем духовного роста человека. И сегодня эту проблему активно изучают почти в каждой цивилизованной стране»».