Как родился «неофициальный гимн» СССР – «А нам всё равно…»? Что писали критики о «Песенке о медведях» из «Кавказской пленницы» и «Есть только миг» из «Земли Санникова»? Юрий Зинчук встретился с автором легендарных саундтреков к советским фильмам.

Юрий Зинчук, ведущий: «И еще одно интересное событие из мира детского театра. Знаменитый музыкальный театр "Карамболь" приступил к созданию мюзикла "Тайна третей планеты". История второклассницы Алисы Селезневой, полетевшей за животными для московского зоопарка на другую планету и ставшей пленницей инопланетных злодеев, наверняка заинтригует зрителей. Тем более, мы все хорошо знаем мультипликационную версию этого сценария Кира Булычёва. Премьера мюзикла намечена на сентябрь. Но уже заранее можно смело говорить о том, что это будет сенсация. Объясню почему. Потому что театр пригласил написать музыку для постановки знаменитого композитора Александра Зацепина. Живой классик музыки советского кинематографа. Золотого фонда нашего кино. "Операция Ы", "Кавказская Пленница", "Иван Васильевич меняет профессию", "Земля Санникова" – перечислять можно долго. И вот воспользовавшись случаем, мы приехали в театр "Карамболь", чтобы взять интервью у Александра Сергеевича. Как он пишет, мелодии, как приходит к нему вдохновение, и как он относится к современной голливудской музыке? Безумно интересный собеседник. Вот послушайте сами».

Александр Сергеевич, большое спасибо, что согласились на интервью. Благодарен своей журналистской судьбе, что у меня есть возможность пообщаться с вами. Я ваш огромный поклонник, поклонник вашего таланта. Когда вы начинаете работу над новым фильмом, над новой песней, как этот процесс происходит?»

Александр Зацепин, композитор: «Всё по-разному бывает. "Красная палатка", например. Мне когда сценарий дали, я почитал. Север, холод… Я помню, пошел на диван, лёг, читал сценарий, и у меня возникла тема.

Песня, где Никулин пел "А нам всё равно…" – в сценарии было написано "Песня простого советского человека". Это я сразу сочинил. А припева не было. Три-четыре варианта было, ничего не получалось. В последний момент утром бреюсь, появилась мелодия. Вот так приходит».  

Юрий Зинчук: «Было 2 гимна, мне кажется, в советское время. Был гимн великой империи – "Союз нерушимый….". Но всегда был и неофициальный гимн. Почему эта мелодия нашла отклик у миллионов?».

Александр Зацепин, композитор: «Может, своей простотой».

Юрий Зинчук: «Мне кажется, это гимн маленького человека, который противостоит огромным трудностям, системе».

Александр Зацепин, композитор: «Может быть».

Юрий Зинчук: «В чём тайна зрительских симпатий? Почему одна песня или мелодия сразу же становится мега-популярной ,а другая – наоборот?».

Александр Зацепин, композитор: «Я считаю, что в песне должно всё совпадать. Мелодия, стихи, исполнитель и запись, конечно».

Юрий Зинчук: «Кто из композиторов был для вас духовным и творческим наставником?»

Александр Зацепин, композитор: «Дунаевский. Что не песня – сразу же запоминается с первого раза. А из западных, пожалуй, самая интересная песня (тема из к/ф "Мужчина и женщина", Мишель Легран)».

Юрий Зинчук: «Вы с детства мечтали стать композитором?»

Александр Зацепин, композитор: «Нет, я когда в школе учился, меня в музыкальную школу отправили, потом я занимался в гимнастической секции. Потом стал акробатикой заниматься. Потом в цирк хотел уйти. Очень любил химию, делал динамит, порох. Параллельно закончил курс киномеханика. Когда в армии был, фильмы там показывал. Все музыкальные».

Юрий Зинчук: «Когда вы написали свою первую мелодию?»

Александр Зацепин, композитор: «Может, в 3-4 классе. Я играл на фортепиано тогда. Потом мы собирались, была труба, саксофон, барабан».

Юрий Зинчук: «Есть такие программы, приложения компьютерные, которые позволяют взять 3 аккорда, дальше компьютер сделает такую аранжировку, что 3 оркестра так не сыграют. Или гениальная музыка гениальная всегда?»

Александр Зацепин, композитор: «Компьютер будет определённую схему производить, он не будет новое делать. Какой у него шаблон есть, из такого и будет выбирать».

 Юрий Зинчук: «Помните, фильм "Земля Санникова" – "Есть только миг…". Очень глубокая песня. А газета "Труд" в 1983 году написала, что это песня для нытиков, слабаков, она абсолютно не нужна. Как вы это восприняли?»

Александр Зацепин, композитор: «Критиковали в основном Лёню Дербенёва – автора. Он не был членом Союза писателей. Это очень было важно. О "Кавказской пленнице", например, о "Песенке о медведях" писал критик – "А знает ли автор, что земной оси нет? И медведи крутить не могут её?" Ну как можно такое писать?»

Юрий Зинчук: «Продолжите после меня следующую фразу. Я, Александр Зацепин, каждый день встаю, иду, падаю, поднимаюсь, допускаю ошибки, опять рвусь к новым высотам, ради того, чтобы…?»

Александр Зацепин, композитор: «Чтобы получить удовлетворение от жизни».