Почему «Зенит» стал похож на частный проект и почему лозунг «один город – одна команда» можно считать искусственно выведенной формулой? Репортаж Павла Никифорова.
Юрий Зинчук, ведущий: «Полетели дальше. К другим новостям. Вялая и абсолютно лишённая энергии и огня игра "Зенита" в последнее время стала поводом для многочисленных разговоров. Сейчас эту тему обсуждают все. И болельщики нашей команды, и эксперты и даже премьер-министр Дмитрий Медведев в разговоре с министром спорта Виталием Мутко назвал то, что происходило во время первого матча Зенита на новом стадионе курьёзом.
Цитирую: "Удивительная ситуация была. За ней вся страна наблюдала. Мы не знаем, что за этим стоит – волнение, с которым не справился судья, накал матча или открытие нового стадиона. Давайте назовём это курьёзом, который не работает на повышение авторитета нашего футбола".
Напомню, что "Зенит" во время этого матча еле-еле обыграл "Урал" при том, что судья матча одного за другим удалял с поля игроков соперника. Не берёмся оспаривать слова премьер-министра. Но явно с нашим Зенитом что-то не так. Пропал какой-то наш ленинградский дух, стиль, воля команды. Тот стиль и та воля, которые зарождались во время героического матча во время блокады. Или, когда мы в 1984 году, вопреки всем сытым и обеспеченным московским клубам, впервые завоевали золото в чемпионате СССР. Хотя внешне в "Зените" всё хорошо. С точки зрения холености и размеров зарплат игроков. Вот мы уже приводили этот пример. Когда мы брали за основу годовую зарплату легионеров зенита. Напомню, что в среднем она составляет около 5 миллионов евро . А теперь посчитаем во сколько в рублях обойдется типовая 38 на 22 футбольная площадка .
Цифра составит 5 миллионов рублей. И если годовой заработок легионеров "Зенита" пересчитать не в евро, а в количество футбольных спортивных площадок, то эта цифра составит 95 коробок в год. Может на парочку легионеров сократить состав "Зенита", а лучше построить под две сотни футбольных площадок во дворах, чтобы там росли наши будущие чемпионы? Я не знаю. Продолжит тему наш обозреватель Павел Никифоров».
Павел Никифоров, корреспондент: «Петербург так пронизан футболом, что тот встречается чуть ли не на каждом шагу. Дом Ленсовета на Карповке. Постройка начала 30-х годов. В декоре фасада использована футбольная тема. И когда мы смотрим на этого футболиста, то автоматически представляем себе популярного в Ленинграде того времени нападающего "Зенита". Но это не так. Мы совершаем логическую подмену. Каждый раз, думая о футболе, мы представляем "Зенит". В Петербурге "Зенит" монополизировал само понятие футбол. И произошло это, во-многом, из-за формулы "один город — одна команда"».
Юрий Лукосяк, футбольный историк: «Я ненавижу этот лозунг "один город — одна команда". Это путь в никуда. Это создание без здоровой конкуренции уюта для одного, это несерьезно. Так не должно быть».
Юрий Лукосяк — главный футбольный историк города. Он смог доказать, что Петербург — родина всего отечественного футбола, но так и не смог понять, как город с великими футбольными традициями остался к 2017 году без команды с петербургскими, своими воспитанниками в составе?
Юрий Лукосяк, футбольный историк: «Я вижу, что этот "Зенит" – не тот "Зенит", который был ранее, который являлся городской командой, который защищал честь города. Сейчас, давайте честно говорить, "Зенит" – это частный проект, это частная команда, это команда, которая живёт прихотями отдельных руководителей, как это не прискорбно звучит».
«Это бизнес, ничего личного». Но в том-то и дело, что «Зенит» – это, на самом деле, личное дело каждого из 5 миллионов петербуржцев. Каждого, а не отдельных людей, которые решили приватизировать, по сути, общественное достояние, народную команду. И в последний год, с каждым месяцем, мы видели всё меньше красивой игры, меньше побед, больше пустых мест на трибунах, и полное отсутствие всякого желания на поле.
Борис Чухлов, футболист «Зенита», 1979 – 1989 гг.: «А это связано с тем, что футболисты не прошедшие школу "Зенита", не жившие в Ленинграде, Санкт-Петербурге, они просто приезжают сюда, как наёмные рабочие. Они не способны прочувствовать эту ответственность, им плевать, что там на трибунах. Вот моё ощущение, что им все равно, что там на трибунах происходит. А болельщики поддерживают "Зенит", но я могу назвать сотню болельщиков, которые не поддерживают нынешний состав».
И это говорит легенда клуба, почти всю карьеру отыгравший в одной-единственной команде. По итогам первой игры «Зенита» на новом стадионе подобные слова вслед за Чухловым произнесли многие: и ветераны клуба, и нынешние болельщики. Как итог – три красные карточки показанные «Уралу» и невнятная игра «Зенита» в дебютном матче на арене «Санкт-Петербург» привели к свисту фанатского сектора.
Сергей Веденеев, футболист «Зенита» 1980-1986 гг.: «Дело в том, что в клубе сейчас работают очень много молодых ребят, которые, я думаю, не связанны с футбольным прошлым. Для них существует современный "Зенит", современный клуб и даже, как мне кажется, они больше ориентированы на западный образ жизни, на западный образ мышления и на западный рынок. Больше даже, как говорят, чтобы костюм красивый был и галстук, чем что-то по сути».
Это общемировая ситуация, когда ради побед на европейской арене, которые приносят деньги в казну клуба, забываются история и традиции, а место собственных воспитанников занимают звёздные легионеры. Но настоящий чемпионский характер дают свои воспитанники. Барселона стала непобедимой с каталонцами Хави и Иньестой в составе. Да и к первому европейскому кубку в 2007 «Зенит» вели петербуржцы: Аршавин, Денисов и Малафеев. Понимая это, еще 10 лет назад болельщик «Зенита» Александр Алеханов, известный в среде фанатов как «Шумахер», основал детскую футбольную школу «Невский фронт».
Александр Алеханов, президент школы футбольного мастерства «Невский фронт»: «Большой успех, что наши ребята могут создать ту репутацию ребят со двора, которые смогут вырасти в настоящих профессионалов. И я уже говорил, что наш воспитанник 2000 года — Николай Рыбиков – уже в этом году закреплен за командой футбольный клуб "Зенит"».
Причём эту надежду воспитали, по сути, фанаты, которые курсируют между сектором на стадионе и тренировочным полем на юге города. Этих фанатов на игру «Зенита» в своё время привели отцы, и теперь они воспитывают новое поколение влюбленных в главную петербургскую команду. Это и есть та преемственность, которую мы потеряли в последние годы. Похоже, сохранение традиций легло на плечи фанатов и они с этой функцией справляются сейчас лучше самого клуба.
Зима 2007 года. Драка Риксена и Радимова. Спустя всего несколько месяцев эта команда неравнодушных бойцов выиграет своё первое в новейшей истории России чемпионство. Спустя два года голландец Риксен покинет команду, а в 2013-м ему поставят диагноз боковой амиотрофический склероз — это неизлечимое заболевание центральной нервной системы. Справляться со страшной болезнью помогает жена — петербурженка Вероника. И весь футбольный мир. Он настроен победить недуг, а в ответ ему стоя аплодирует огромный стадион, его поддерживает Криштиану Роналду, но его совсем не вспоминают в питерском «Зените», с которым он выиграл всё, что только возможно.
Фернандо Риксен, футболист «Зенита» 2006-2009 гг.: «Сложно в его состоянии передвигаться куда бы то не было. Пока он еще ходил сам, мы могли съездить в Санкт-Петербург и он очень хотел со всеми повидаться, естественно. Но получается, что не особо какая-та помощь исходит и поэтому меньше контакта. Он у нас доброй души человек и считает, что нужно самому к кому-нибудь прийти, чтобы была помощь, а не они к нам».
Эта история с Риксеном, рассказанная в качестве эпилога — история про современный «Зенит», который забывает собственных игроков и историю. Но их помнят болельщики, мы с вами. А еще мы помним ленинградское «Динамо», великий блокадный матч, питерский «Локомотив» и десятки других команд, связанных с нашим городом. И поэтому «один город — одна команда» – это искусственно выведенная формула.