Самой популярной профессией в России оказалась профессия водителя – шоферов насчитывается 5 миллионов человек. Им уступают продавцы и охранники. Тем временем, у молодежи акценты сместились. В приоритете — удаленный заработок. Репортаж Евгении Альтфельд.

Юрий Зинчук, ведущий: «Понедельник – выходной. Первомайский праздник. Это хороший повод поговорить вот о чём. Все мы хорошо знаем лозунг "Мир, труд, май". А как труд меняет мир? И какой сейчас у нас труд популярен, а какой – не очень? Где больше всего можно заработать, какая профессия у нас самая распространённая? Вот, например, недавно социологи сделали вывод, что труд в нашем обществе считается одной из базовых ценностей. И 79% наших сограждан не бросили бы службу, даже если бы у них появилась возможность получать деньги, не зарабатывая своим трудом. Интересно, что почти 80% россиян довольны своей работой.

За что мы её так любим – нашу работу? И почему заработок в удалённом доступе становится все более престижным, хотя и не всегда самым высокооплачиваемым? Истории людей разных профессий и условия их работы — в сюжете Евгении Альтфельд».

Программист.

Радужный дизайн, самокаты для экономии времени, переговорные, напоминающие детские игровые… Несерьезные условия, в которых создается продукт будущего – программное обеспечение одной из крупнейших российских интернет-корпораций.

Лидия Частикова, специалист группы адаптации интернет-корпорации: «Мы за то, чтобы разработчикам было удобно работать. Вот одному удобно работать стоя, другому удобно работать лежа. И если удобно сидя, можно выбрать между креслом и пуфиком».

В этом офисе живет хамелеон Аристарх, любимец огромного коллектива в 700 человек. Кормежка Аристарха живыми сверчками — лучший отдых от языка Java.

Свободный график без учета рабочих часов и обстановка «анти-офис» – так добиваются роста производительности труда компании 21 века.

Лидия Частикова: «В плане производительности у нас офис открыт круглосуточно, 24 часа 7 дней в неделю. И бывает так, ты сидишь в пуфике, тебе хорошо работается, 2 часа ночи, родители пишут — где ты?»

Водитель.

Водитель – самая популярная профессия в России. В стране их 5 миллионов — население всего Петербурга.  Социолог Даниил Александров говорит — все дело в менталитете. В США, например, шоферов в полтора раза меньше. Большинство российских водителей возят тех, кто не хочет крутить баранку сам. Но, похоже, в обозримом будущем прогресс оставит их без куска хлеба.

Даниил Александров, профессор, социолог: «Это явный признак тяжелой дисфункции общества. У нас необычайно важна статусность человека. Измеряемая личным водителем, например».

Охранник.

Бывший военный Иван Смирнов сторожит вход в бизнес-центр. Но, в отличие от многих коллег, быть, по сути, вахтером, долго не намерен. Мечтает выучиться на личного телохранителя, попасть в высшую касту и получать полмиллиона рублей в месяц.

Начиная с 90-х годов, охранники стали такой же неотъемлемой частью практически любого российского заведения, как сама дверь, которую они сторожат. Последние события в петербургском метро не оставляют сомнений, Иван не останется без работы.

Иван Смирнов, сотрудник охранного предприятия: «Постоянный заработок, охрана всегда требовалась, люди всегда беспокоятся за свою безопасность, имущество».

SMM-специалист.

Свобода в обмен на стабильность — все более частый выбор. Песок и шум волн – самые обычные условия работы для специалиста SMM. С английского "social media market". Год назад Елена работала в очень крупной российской компании, но бросила все и переехала из Петербурга на Бали.

Елена Красильникова, SMM-специалист: «Я узнала, как искать работодателя в интернете, я поняла, что работы в интернете много. И я поняла, как ошибалась, думала, что удаленная работа — это ерунда. Зарабатывать хорошие деньги можно в любой точке мира, главное чтобы компьютер был с собой».

С далеких берегов Елена продвигает среди россиян идеи удаленного заработка, хоть на Бали, хоть в петербургской квартире. Да и среди объявлений о вакансиях города все больше предложений удаленной работы. Так экономнее — не нужно платить за офис.

Рабочий.

Идеально чистый пол цехов Обуховского завода — лучшая иллюстрация того, как изменились условия труда и сам образ петербургского рабочего. Сотрудников подбирают не только по квалификации, но и по психотипу, собеседование простого сварщика, как на пост директора. Оборонное предприятие ценит бережливое отношение к ресурсам и патриотизм.

Михаил Подвязников, генеральный директор «Обуховского завода»: «Мы теперь не принимаем людей, как это раньше было, когда нам были нужны абы кто, когда любых брали. Мы сегодня подходим выборочно. Это новые люди с новым мышлением, новым отношением к делу».

Их условия труда менялись вместе со всей страной. До революции у завода была своя больница, баня на 600 мест, собственный род дом. По окончанию смены рабочие получали по 75 граммов водки. В 1917 году, выйдя на стачку, они отстояли 8 часовой рабочий день, новая власть заботе о рабочем классе придавала большое значение.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Этот старинный рояль фирмы Бехштейн в 50-е годы стоял в радиоузле завода, на нем играли музыку для обязательной производственной гимнастики. Спустя годы, с приходом нового руководства, традицию возродили, гимнастику транслируют каждое утро».

И все же в 21 веке производственная гимнастика стала музейной диковинкой. Ну а для наших детей станут редкостью многие современные профессии, о которых они будут знать лишь из учебников истории.