Египетский след в Петербурге – это не только сфинксы. Это и пирамиды в Царском селе, и Египетские ворота, и дом на Захарьевской улице, построенный в начале 20 века. Виктория Зуева узнала все тайны двора.
Скарабеи, ключ Анх, змеи, иероглифы, а по бокам тяжелые деревянные двери дома охраняют фигуры главного божества древнеегипетского пантеона — Бога Амон Ра.
Арина Данилова,экскурсовод: «Этот дом строится в 1911-13 году и создание этого дома стало настоящим событием для петербуржцев, потому как, конечно, обойти вниманием это здание — просто невозможно. Ничего подобного у нас в Петербурге, более не существует. Нужно сказать, что в начале 20 века был очень силен интерес к древним культурам, традициям, различным мистическим течениям, поэтому древнеегипетская символика на фасаде этого дома полностью соответствовала духу того времени».
Этот доходный дом принадлежал жене адвоката Нежинского – Ларисе Ивановне. Она, непременно, хотела что-то оригинальное, способное поразить весь Петербург. И заказала архитектору Согайло дом для обычной сдачи внаем, но не похожий ни на одно здание в городе. Согайло был приверженцем неоклассицизма и модерна, построить дом с ликами древнеегипетских богинь – было его решением. Здание произвело фурор, стало настоящим событием в жизни Петербурга. Дом был передовым для того времени – с продуманной планировкой и автоматизированным лифтом, но больше всего он поражал всех своим внешним видом.
Весь фасад дома щедро украшен барельефами с изображениями богинь, сценами из жизни, в основном, сельскохозяйственными работами, полуколоннами, а также изображениями солнечных дисков. Такой крылатый диск можно встретить и на гробницах древнеегипетских фараонов.
Виктория Зуева,корреспондент: «Изображение цапли и цветка лотоса как символов вечной жизни и перерождения, а наверху посередине — так называемые картуши — овалы, в которые помещались имена великих фараонов и знатных людей. Древние египтяне верили, если имя есть в картуше, человек никогда не будет забыт».
Во дворе дома египетская тематика продолжается. На стенах – цветы лотоса, а под крышей расположились фараон Рамзес 2 Великий и его благоверная Нифертари, которая принимала участие во всех внешних и внутренних делах Египетского царства.
В 1913, почти сразу после окончания строительства, Осип Мандельштам создает стихотворение «Египтянин». Вполне возможно, что древнеегипетская тематика была навеяна как раз-таки появлением в Петербурге этого дома.
После революции дом национализируется, здесь появляются коммунальные квартиры. И мало, что остается от великолепных интерьеров дореволюционного периода. В настоящее время – это элитный жилой дом. Сохранившийся в первозданном виде фасад и по сей день привлекает внимание горожан – подобных зданий в городе не было и в дореволюционной России, и в современной.