Музей в ТЭЦ! Открыть его предлагают в здании силовой станции на Пионерской улице. ТЭЦ фабрики «Красное знамя» — объект уникальный. Построен он немецким архитектором Эриком Мендельсоном. В путеводителе «33 года по Ленинграду» это здание в списке достопримечательностей наравне с Медным всадником и Ростральными колоннами. Сейчас ТЭЦ называют памятником конструктивизма 20-х годов. Но состояние объекта культурного наследия плачевное. Подробности в материале Евгения Старова.

Изрисованный обветшалый фасад, заржавевшие металлические конструкции, разбитые окна. Сегодня здание силовой станции фабрики «Красное знамя» выглядит удручающе. Задача собственника объекта культурного наследия – сохранить его, восстановить внешний облик и некоторые внутренние элементы.

Евгений Старов,корреспондент:
«Под нами располагается ныне неработающая электроподстанция, а эта комната — главный пульт управления: огромные мраморные панели, на них различные рычаги и датчики. Думаю, некоторые из них, а может быть и все, находятся здесь с момента постройки – 1925 год. Эта комната — объект охраны. И она должна быть восстановлена».

К другим помещениям ТЭЦ Красного знамени это не относится. Их можно использовать по-другому. Здание ждет, когда его судьбу решит руководство компании, которая в 2015 году приобрела под застройку крупный земельный участок, часть которого занимает объект культурного наследия.

Иван Архипов,директор по развитию компании-собственника:
«Здание сложное, на самом деле, с точки зрения своих архитектурных особенностей. Классическое утилитарное промышленное здание, которое обладает помещениями с большими объемами, высотой. И сходу придумать, что сделать, с одной стороны, — использовать потенциал, с другой — чтобы оно было теплым, полезным. Это достаточно непросто».

Во время нашей небольшой экскурсии по ТЭЦ прозвучала цифра — полмиллиарда — это навскидку. Такая сумма потребуется, чтобы утеплить фасад, провести необходимые коммуникации внутри, ПЕРЕПЛАНИРОВАТЬ здание под новые нужды. А вот какие нужды — у собственника понимания пока нет. Но есть предложения со стороны градозащитников.

Иван Архипов,директор по развитию компании-собственника:
«Нам предлагается за свой счет сделать здесь музей. Но, тем не менее, в любом проекте есть какая-то коммерческая составляющая. Если мы хотя бы увидим, что выходим на ноль, наверное, мы на это пойдем».

Ситуация сложная. С одной стороны, коммерческий интерес собственника — использовать здание с выгодой, ну или хотя бы без потерь. С другой – активные призывы градозащиников  максимально сохранить котельную как памятник, с минимумом нововведений и изменений. На фоне этих разногласий финансовые вливания в ТЭЦ приостановлены.

Иван Архипов,директор по развитию компании-собственника:
«Мы могли бы занять жесткую позицию, ни с кем не общаться, всех куда-то посылать. Потому, что с точки зрения законодательства мы делаем все правильно, с КГИОП у нас тесный контакт. Но мы со всеми общаемся».

Собственник изначально был готов к вложениям в этот сложный объект. Новостройки рядом с ТЭЦ стали частью нового архитектурного ансамбля, флагманом которого осталась силовая станция. Но проекта восстановления и нового использования символа советской индустриализации до сих пор нет. И, возможно, в ближайшем времени не будет, если застройщик, решит больше не участвовать в спорах, а просто продаст здание.

Как прозвучало в сюжете, полмиллиарда – навскидку – нужно, чтобы утеплить фасад, провести коммуникации, сделать перепланировку. Как сохранить объект культурного наследия, а не разрушить? Возможно ли открыть здесь музей? Ведь в мире уже есть подобные примеры.

Рим. В здании городской теплоэлектростанции 1913 года постройки в конце 90-х разместили временную выставку римского монументального искусства. Античные скульптуры на фоне силовых машин сильно впечатлили посетителей. В итоге здесь основали музей. 400 экспонатов, теперь располагаются в 4-х залах бывшей подстанции.

На прямой связи с «Петербургским дневником» доктор архитектуры, член совета по сохранению культурного наследия при Правительстве СПб Маргарита Штиглиц.