Театральные достижения Санкт-Петербурга исследовала Татьяна Баженова.
Юрий Зинчук,ведущий: «Продолжим тему культурного наследия нашего города. Тем более повод есть очень знаковый. 27 марта весь мир отметит Международный день театра. Для Петербурга, который является театральной столицей страны, этот день можно считать профессиональным праздником. Часто нас даже называют городом не трёх, а четырёх революций. Потому одна из них – театральная. И всегда мы были законодателями мод в отечественной театральной отрасли. Давайте посмотрим, чем сейчас живёт театральный Петербург, чем жил и чем будет жить. Татьяна Баженова проехала по историческому маршруту наших театральных революций».
Татьяна Баженова,корреспондент: «Это такая типично петербургская история – билет на балет есть, на трамвай билета нет. Любовь к сценическим искусствам у петербуржцев в крови. Действительно, в городе на Неве театров так много, что за одну остановку можно проехать десятки храмов Мельпомены. Академические, новаторские, классические и авангардные – они не раз совершали подвиги и прорывы. Проедем маршрутом петербургских театральных побед».
Эту труппу начали формировать еще в середине 18 века — так, по указу Елизаветы Петровны, создавался первый в Российской империи профессиональный театр. Помпезное здание коллектив получил в 1832-м. Александринка теперь известна на весь мир. А три века назад именно она заложила фундамент для всего русского театра.
Щедрые вливания из казны позволяли ставить умопомрачительные спектакли. Именно такой в феврале 1917 — на закате империи – создаёт Всеволод Мейерхольд. «Маскарад» по драме Лермонтова, несмотря на революционные волнения, собирает полные залы. Билет в партер стоит 20 рублей — это ровно половина зарплаты рабочего в то время. Петербург остаётся верен искусству даже во время бунта.
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра: «На сцене он был невероятно революционным — в нем несколько театральных событий произошло. Он был построен как гимн театру, в нем, кстати говоря, методики разных европейских и мировых театров собраны».
А это уже восстановленный спектакль Мейерхольда — попытку вернуть на сцену революционную во всех отношениях постановку Валерий Фокин предпринял два года назад. И снова — в зале аншлаг.
Город-герой даже в блокаду боролся за жизнь. За жизнь в Ленинграде боролись и артисты Театра музыкальной комедии. Это единственный коллектив, который исправно трудился все 900 дней. Самый веселый театр по распоряжению властей остался в осажденном городе в самое страшное время. Искусство на грани срыва — актёры выходили на сцену голодными, выступали под свист бомб. Когда в здание на площади Искусств попал снаряд, пришлось переместиться в Александринку. Театр Музкомедии представил 15 блокадных премьер. Громкое событие осени 42-го – спектакль «Раскинулось море широко».
Марина Годлевская,руководитель литературно-драматургического отдела Театра музыкальной комедии: «Сидят люди в шинелях, в полушубках, все в пальто. А на сцене — актрисы в декольте. У нас была такая актриса Колесникова, которая, сбросив пальто в кулисе, выскакивала на сцену и восклицала «Ах, как жарко»».
То ли город притягивал к себе лучших мастеров, то ли мастера сами стремились в советский Ленинград. Это эпоха выдающихся мэтров – Николай Акимов, Игорь Владимиров и, конечно, Георгий Товстоногов. Кажется, театральному миру просто повезло, когда Гога, через Москву, прибыл из Тбилиси. И сделал из Большого драматического театра легенду. «Пять вечеров», «Ханума», «История Лошади» и десятки других изумительных спектаклей. По рассказам товстоноговских артистов, однажды даже британская королевская семья прибыла в советское посольство в Лондоне. Чтобы встретиться с труппой БДТ, которая в те дни была на гастролях. Монархи до этого НИ РАЗУ не ступали на порог представительства.
Георгий Штиль,народный артист России: «Он чувствовал время. Это очень важно. Люди шли получить какие-то ответы. На саму жизнь! И люди шли, стояли очереди, чтобы получить билет. А билетов давали мало!»
Товстоногов жил театром, именно поэтому, пожалуй, и смог совершить революцию на сцене. Мастер слушал и слышал, умел чувствовать актёра, был непревзойденным учителем.
Рудольф Фурманов,народный артист России: «Биение сердца ленинградского театра очень тонко прочувствовало телевидение: с 60-ых годов в студиях телецентра на Чапыгина начинают «производство» спектаклей. Причем, постановки создают специально для экрана: в студиях и репетируют, буквально по две недели. У режиссеров телецентра невероятное преимущество перед театральными коллегами. В спектакль они зовут только самых лучших артистов со всего города – получается своеобразная ленинградская сборная».
А по-настоящему «заговорить», высказать свое мнение стало возможным лишь в 80-ых. Перестройка позволила режиссеру Борису Гершту, например, поставить неоднозначные произведения – «Голый король» и «Романс о Санта Крусе».
Борис Гершт,режиссер-постановщик Ленинградского телевидения: «Я не знал тогда, что снял последний спектакль на Ленинградском телевидении. Он вышел в эфир, и после этого закрыли вообще всю редакцию художественного вещания. И больше телевизионных спектаклей не было».
Калейдоскоп форм и средств – вот как выглядит современный петербургский театр. В то время, как в Александринке идет классический «Ревизор», по улицам города в наушниках бегают «зрители» спектакля-экскурсии БДТ – «Remote-Петербург». В сгоревшей лютеранской Анненкирхе показывают постановку с актерами-бездомными, а на сцене театра Ленсовета демонстрируют уж очень непривычных чеховских «Трех сестёр».
Андрей Пронин,театральный критик: «Когда человек живет с айпадом, когда он сталкивается с визуальностью высшего уровня, его трудно чем-то удивить. Конечно, потрясти его тем, что на сцену выйдет пожилая дама в роли Василисы Прекрасной, встанет рядом с картонной березкой и всплеснёт руками, уже невозможно. Театр ищет способы, чтобы стать сильным художественным средством».
Город не трёх, а четырех революций, говорят в шутку о Петербурге. Одна из них – театральная. И как поется в известной советской песне, есть у революции начало, нет у революции конца.