Детская тема в уходящем году звучала, пожалуй, громче обычного. Было много хорошего и не очень. Мы обсуждали компьютерные игры, модельный бизнес, опасных нянь и даже детский суицид. О том, каким запомнят 2016 дети их родители, рассказывает Евгения Альтфельд.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «#дети, #семья здорово, что хештег дети-семья можно написать на этой доске. В этом классе учатся дети с аутизмом. Первый в стране центр для особенных учеников открыли в этом году именно в Петербурге. Изменив к лучшему судьбу сотен семей из разных регионов России».
Этот сюжет мы делали к 1 сентября. Впервые в истории России детям с аутизмом стало доступно полноценное обучение.
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Сегодня здесь мы создали возможность для того, чтоб дети полноценно учились и могли получить соответствующий аттестат, который даст им возможность поступать и в профессиональные учебные заведения».
Раньше 80 процентов таких ребят оставались дома, где быстро теряли и без того хрупкую связь с миром.
Дима Соболев, ученик Регионального центра аутизма: «Я когда вырасту стану водителем трамвая».
Герой того сюжета теперь наверняка выучится на водителя трамвая. А Петербург еще раз подтвердил статус лидера в решении проблем аутизма. Но вот как город подготовился к борьбе с другой напастью — гриппом – увидим чуть позже. Прошлой зимой впервые за много лет петербургские школы закрылись на карантин. Художник Олег Куваев даже придумал спецвыпуск знаменитой Масяни.
Грипп тогда заставил задуматься и о системе дистанционного обучения на случай закрытия школ. Тех, кто присматривает за детьми пока мама на работе, Петербург обсуждал после трагического случая в Москве, когда няня убила 4-летнюю девочку.
Герои сюжета – а он вышел в марте – просили власти узаконить профессию няни. И вот недавно появился дополнительный стимул няням легализоваться, купив патент. В ноябре начались двухлетние налоговые каникулы.
Безразличие к детям порой наносит еще больший вред. Подростки с головой уходят в интернет, ловят покемонов и даже ведут прямые трансляции самоубийств. Как, например, псковские школьники, которые покончили с собой. Их последние слова врезались в память и заставили серьезно задуматься.
Сюжет по следам той трагедии был попыткой понять, как уберечь детей и от влияния групп смерти в соцсетях. Их модератора Филипа Лиса арестовали этой осенью.
О детской безопасности размышляли участники еще одного сюжета, посвященному социальной рекламе. В этом году стало понятно, что это не просто строчка бюджета, а инструмент решения многих проблем. Например, занятости населения.
Еще одну тему социальной рекламы предложил наш сюжет про детей-моделей. История второклассницы Иры Редчиц, звезды международных подиумов, подтверждает, детский конкурс красоты — конкурс талантов. Часто не детских.
Наши эксперты предлагали запретить детские конкурсы красоты и контролировать детские модельные агентства. Хотя некоторые школьники зарабатывают столько, что помогают родителям оплачивать ипотеку. Что особенно актуально для валютных заемщиков, платежи которых в этом году выросли в три раза. Задолженность по ипотеке в Петербурге доходит до 460 миллиардов рублей.
Максим Бучас: «Есть ипотечники, у которых долг выше стоимости самого жилья. У них отбирают квартиру, на них вешают долг, и по закону государство может отнять детей. Потому что по закону они не могут обеспечить своих детей».
Под самый новый год неожиданно проблемы появились и в детских садах. Родителям запретили скидываться на Деда Мороза. Теперь его нужно выбирать по конкурсу, как требует федеральный закон. Или самим надевать бороду и кафтан.
Марина Чижик, режиссер детских праздников: «21 век, почему мы женщину дедушкой морозом наряжать должны? Не понятно!»
В итоге подарки под елку вместо сказочных героев принесли воспитатели.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Лучшим подарком во все времена для детей было и остается внимание родителей. Его не заменишь ни новым платьем, ни покемоном, ни хоккейной клюшкой».
Умение слушать и слышать своих детей способно предотвратить большинство проблем. Герои наших сюжетов – тому подтверждение.