Экономические и технологические итоги 2016 года подводит Антон Цуман.
Юрий Зинчук, ведущий: «Эксперты подвели итоги самых знаковых прорывов этого года. Это предметы, технологии, стартапы, которые изменят наш мир в ближайшем будущем. Ну, понятно, что среди них есть беспилотный электоромобиль "Тесла". Но изобретатели пошли еще дальше.
Модел три – этот концепткар не только будет управляться без участия человека. Илон Маск и его команда пошли дальше, они хотят строить заводы, которые будут строить роботы. То есть машины будут строить сами себя. А мне особенно понравилась идея, которая удешевляет процесс запуска в космос. Уже можно за $50 000 отправить в космос ракету. Каждая ракета Electron тратит меньше горючего, чем Boeing при полете из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. И компания ставит себе амбициозные планы совершать больше тысячи запусков в год. Это позволит вывести на орбиту в сотни раз больше спутников, чем есть сейчас. Создать целый зонтик из спутников. И через них улучшить качество и скорость интернета в любой точке земли. Причем увеличить скорость не в 10 или 20, а в 200 и 300 раз. Это проект так называемого мгновенного интернета. Но меня как телевизионщика сразили идеи и технологии Magik Leap. Это выход на абсолютно новый уровень визуальных возможностей. Это будет революция для всех медиа. Что тут говорить – смотрите сами. Вот как это выглядит.
Ну, это прорывы в будущее, которые произошли в этом году во всём мире. А что Петербург? Насколько мы сейчас своевременно реагируем на изменяющуюся реальность? И как эта реальность измениться в будущем? Итак, следующий наш материал посвящён теме "Петербург достижений". Репортаж Антона Цумана».
Антон Цуман, корреспондент: «Ещё в начале года здесь, на Морской набережной Васильевского острова велась масштабная стройка с видом на такую же масштабную, а там где я стою сейчас, находился ничем не примечательный пустырь. Теперь глядя на эту оживленную трассу и вид, который открывается с этой точки невольно задумываешься о том, чего достиг Петербург в уходящем 2016 году».
Открытие центрального участка ЗСД в этом году ждал почти весь город. И вот спустя три с половиной года один из крупнейших проектов стоимостью в 120 миллиардов рублей, наконец, завершился.
Владимир Путин, Президент России: «Я надеюсь, что вам тоже было интересно здесь работать. Будем думать над тем, как осуществлять подобные проекты в будущем».
Участок протяженностью в 12 километров соединил два берега финского залива, сжав путь между севером и югом города до 20 минут.
Антон Цуман: Новую магистраль Петербурга отлично видно с территории выставочного комплекса ЛенЭкспо, который впервые за 10 лет не стал домом для ежегодного Петербургского экономического форума. "Русский Давос" развился настолько, что попросту вырос из своей прежней площадки».
В Шушарах, на новом месте, 20-му Петербургскому форуму было, где развернуться: площадь выставки увеличилась почти в три раза. И это позволило взять новый рекорд — 356 заключенных соглашений против 205 в прошлом году. На общую сумму более одного триллиона рублей. Для справки: это два годовых бюджета такого мегаполиса, как Санкт-Петербург.
Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Выполнение майских указов Президента наш город изначально рассматривал и рассматривает как возможность развития и приумножения человеческого капитала».
Единственное, чего на юбилейном форуме было меньше — так это разговоров о сырьевой экономике. Тезис, который звучал буквально на каждом круглом столе — будущее за высокими технологиями.
Герман Греф, президент Сбербанка России: «Это то, без чего уже сегодня нельзя быть конкурентоспособным. Как личности, так и компании, так и городу».
И Петербург не остался в стороне – студенты СПбГУ в этом году стали чемпионами мира по программированию. В Институте наук о земле ищут новые минералы в образцах с вулкана Толбачик. В суперкомпьютере Политеха рассчитывают прочность конструкций автомобилей, которые существуют только на бумаге. В лабораториях ИТМО испытывают перспективные лекарства, основанные на магнитных наночастицах. А в СПбГУ ведут работы над двигателем, который в качестве топлива использует обычную воду.
Интерес к петербургской науке стал настолько большим, что уже начали обсуждать идею развивать в городе научный туризм в дополнение к традиционному.
Антон Цуман: «Символом туристических достижений Петербурга, пожалуй, стал наш Спас-На-Крови. В этом году он занял высокие позиции сразу в двух престижных рейтингах. В мае — вошел в десятку лучших достопримечательностей мира по версии «ТрипЭдвайзер», обойдя лондонский Биг-Бен. А буквально на днях британский «Ваучерклауд» назвал его самой популярной туристической достопримечательностью России.
Поэтому и неудивительно, что «Оскар туристической индустрии» – премия World Travel Awards — уже во второй год подряд уезжает на берега Невы.
Так что теперь статус «культурной столицы», актуален не только для России, но и для всего мира. Кстати, наш город известен ещё и как столица Российского судостроения. Но такого количества кораблей, спущенных на воду, как в этом году, он не видел уже давно. Первый за 45 лет ледокол для нужд ВМФ, самый большой в мире атомный ледокол, новейшая субмарина, которую за бесшумность называют «черной дырой». В этом году закончился долгий ремонт сразу двух станций метро — Василеостровской и Елизаровской. А прямо под финским заливом уже пробивает путь к новым станциям проходческий щит «Надежда».
Ну и конечно главной темой последней неделе стала сдача в эксплуатацию стадиона на Крестовском. Конечно, следователям ещё долго предстоит разбираться в долгой и трудной истории строительства, но оно, наконец, завершилось.
Георгий Полтавченко: «Город получает уникальный объект. Таких в нашей стране, во всяком случае, ещё нет. То, что мы с вами видим, эту красоту сделали наши земляки-строители».
А на фоне стадиона уже растет когда-то вызывавшее горячие споры самое высокое офисное здание Европы. Растет со скоростью один этаж в неделю. И в этом году успело достичь экватора — половины из своих 86 этажей.
Параллельно увеличивается и объем инвестиций в городскую экономику. Только за девять месяцев уходящего года они составили 340 миллиардов рублей. Дан старт масштабным проектам: развитию креативного кластера, реконструкции трамвайных путей в красногвардейском районе, филиала «Ленфильма» и центра подводной археологии в Кронштадте. И это — не в самых простых экономических условиях.
Ирина Бабюк, председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга: «Можно предварительно сказать, что объем инвестиций по подписанным соглашениям больше, чем в прошлом году. И это очень радует».
Таким образом, несмотря на затяжной кризис, неослабевающие санкции, нюансы внешней политики нашему кораблю, имя которому «Санкт-Петербург» удалось сделать главное достижение – не сбиться с курса, сохранить стабильность. Достойно закончить сезон навигации 2016 и двинуться дальше. К новым берегам.