Женщина из киргизского села Курменты в годы войны приняла на свое попечение 150 детей из блокадного Ленинграда. Ее не стало в 2015. О том, как в Петербурге пытаются сохранить память о ней, рассказывает Максим Облендер.
Историю о Токтогон Алтыбасаровой Марина и Ира узнали недавно – вычитали в интернете. Первая мысль – почему имя женщины, спасшей 150 детей из блокадного Ленинграда, нигде в нашем городе не увековечено? В 42-м году в маленькое киргизское село Курменты привезли эвакуированных малышей. Токтогон было 16 лет. Председатель сельсовета воспитывала их, кормила, брала телегу и по селу собирала еду, даже придумывала детям имена. В Киргизии Токтогон – национальный народный герой, год назад её не стало, но она послужила прообразом для памятника в Бишкеке блокадникам и киргизам, приютившим эвакуированных ленинградцев. В Петербурге о Токтогон знают немногие. Мемориал, считают девушки, исправил бы ситуацию.
Марина Попова: «Хотя бы мемориальную доску можно установить или назвать сквер в её честь. Где могла бы находиться эта доска, может здесь в Парке Победы или в Пулковском Парке. Его еще называют Парком городов героев, который тоже здесь недалеко находится».
Ещё один вариант – мемориал у Пискарёвского кладбища, которое само по себе – уже памятник жертвам Великой Отечественной войны. Да и сама Киргизская мама — Токтогон в составе небольшой делегации приезжала сюда в середине 70-х.
Максим Облендер, корреспондент: «"Дорога Жизни – ещё одно место, где можно было бы отыскать место для установки монумента. Полуторка, Разорванное кольцо Блокады, Цветок жизни – на этих километрах пути нашлось бы место и для ещё одного, пусть маленького и скромного памятника. Ведь именно по Дороге Жизни через Ладогу вывозили детей из города в самые разные части Советского Союза, в том числе, в маленькое киргизское село Курменты"».
Вариантов много, но согласовать памятник непросто. Чтобы поставить кому-либо памятник надо, чтобы прошло 20 лет с момента смерти этого человека. Исключение — лица, награжденные государственными наградами. Но у женщины таких не было. Главной наградой для неё были письма, которые писали со всех уголков земного шара её приёмные дети.
Ирина Беляничева: «Конечно, желание большое есть. Может собрать подписи, чтобы памятник был реализован. Написать письма, петицию подписать, группу "Вконтакте" сделать, чтобы привлечь внимание».
Петиция в интернете уже есть. Пока под ней скромные 26 подписей. Но эти люди надеются, что о Токтогон узнают и заговорят. Может тогда, чтобы памятник или скромная мемориальная доска появились не надо будет ждать долгие 20 лет.