Бюджеты избирательных кампаний анализировал обозреватель «Пульс города» Михаил Титов.
Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, давайте еще немного поговорим о политике. 17 февраля губернатор подписал закон о выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. И теперь в соответствии с ним мы и будем выбирать ту власть, которая в течение 5 лет, будет писать нам законы, по которым мы с вами будем жить. Мы будем жить.
Не жители Зимбабве или Анголы, а мы с вами. Вот почему теме выборов в наших эфирах мы будем уделять особо пристальное внимание, рассматривая те или иные её аспекты. В этом выпуске мы решили нарушить этический принцип не заглядывать в чужой карман. Нет! Мы будем заглядывать в чужие карманы, потому что это карманы тех людей, которые хотят стать депутатами.
Михаил Титов провел финансовый мониторинг бюджета будущих депутатов».
Михаил Титов, обозреватель: «Изначально законом о выборах планировалось, что кандидат-одномандатник сможет потратить на свою избирательную кампанию не больше пяти миллионов рублей. Этого показалось мало: в итоге затраты увеличили в два с половиной раза — до 12 млн — стоимость неплохой квартиры в центре. Интересно, этих денег хватит, чтобы организовать свою избирательную кампанию?»
На избирательный фонд не поскупились с подачи депутата Сергея Соловьева. Говорит, что учли пожелания оппозиции: среди одномандатников будет много малоизвестных, им знакомство с избирателем обойдется в копеечку.
Сергей Соловьев, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «На организацию выборов, на то, чтобы встретиться с избирателями – мы подсчитали – 5 миллионов с учетом численности округов будет недостаточно».
12 миллионов — это максимум, который кандидат может себе позволить. Деньги не государственные. Фонд формируется из собственного кармана потенциального депутата и кошелька сочувствующих.
Политтехнолог Александр Ершов помогает рассчитать предвыборный бюджет. Сразу говорит, что денег потребуется раза в два больше официально разрешенных, причем тратить придется еще до старта избирательной кампании.
Все кандидатские денежные потоки под контролем горизбиркома. За каждый рубль придется даже не отчитываться, а уведомлять о предстоящих расходах.
Алексей Пучнин, председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии: «Перед любым расходованием денежных средств из этих фондов нужно предоставлять в избирательную комиссию договор, обосновывающий эти расходы. Это поможет сделать более прозрачным финансирование избирательных кампаний».
Прозрачным на любых выборах является только то, что не скроешь. Уже сейчас можно просчитать стоимость листовок, буклетов, газет — в общем, всей печатной агитпродукции — от самого дешевого до самого дорогого варианта.
Та же ситуация и с видеопродукцией. Тут тоже можно найти варианты и подешевле, и подороже. На примере одного из роликов — определяем его возможную стоимость.
Если суммировать уже понятные расходы по минимуму: на печатную продукцию разовым тиражом, несколько прокатов видеоролика, сбор подписей, работу штаба — выходит около трех миллионов. Сюда не вошли затраты на аренду помещений, оплату консультаций и прочее, менее заметное. Так что 5-ти миллионов — и в самом деле не хватило бы.
Но 12 млн., по словам политтехнологов, официально освоить сложно. И скорей всего, в таком объеме избирательный фонд никто формировать не будет. Отчитаются кандидаты за то, что легко посчитать, а то, что проверить проблематично — закроют, как говорят финансисты, нелинейным образом.
Дмитрий Гавра, политолог: «Ходит агитатор по квартирам, предположим, у которого в кармане бумага: я волонтер Сидоров добровольно оказываю помощь кандидату. А какие у волонтера отношения с избирательным штабом мы не знаем, правильно?»
Никогда еще официальный бюджет одного отдельно взятого кандидата не был так велик. 12 000 000. Закон нашел оптимальную цену депутатскому креслу. Теперь бы еще принять закон, определяющий ценность депутатской работы.