ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь давайте попробуем понять причины трагедии. Безусловно, одна из основных причин заключается в том, что 9- летний Паша не учился в школе. Ребёнок в 9 лет должен сидеть за партой, а не болтаться по парковкам у супермаркетов. Ведь именно там, на парковке, и произошёл этот роковой контакт с убийцей. Неправда то, что мать не подавала заявление в школу. Она подавала заявление в школу через портал Госуслуги. Этот факт уже установило следствие. Но пакет документов она так и не донесла до школы. Поэтому Паша и не учился.
Но самое простое и, наверное, самое подлое в этой ситуации – обвинить семью. «Во всём виновата семья. Они не уследили за ребёнком…». Да, семья виновата. И мать за эту вину уже несёт своё тяжкий крест того, что она не уберегла ребёнка. Но ещё раз, самое простое во всём обвинить семью и на этом закончить споры. А, например, почему органы опеки муниципального образования Горелово, зная об этой многодетной семье, не занималась этой семьёй. Ведь они знали, что мальчик не ходит в школу. Почему не били тревогу? Почему не сообщали в социальные службы?
Часто органы опеки оправдываются: «А знаете, как тяжело уследить за всеми такими семьями, их много, а нас мало. У нас зарплата специалиста отдела опеки и попечительства всего лишь 35 тысяч рублей в месяц, а работы много, за всеми не уследишь…». Да. Официальная зарплата этих специалистов не самая большая…
Вопрос уже всем нам, а сколько семей, в которых насчитывается семеро детей, проживает на территории муниципального образования Горелово? Пять? Десять? Чуть больше? Или чуть меньше? Нет. Ответ такой – одна семья. Одна такая многодетная семья с семью детьми на весь муниципальный округ Горелово. Одна. И если она одна, то уж можно было хотя бы эту одну многодетную семью, в которой семеро детей, окружить заботой и вниманием?
Можно? Не можно, а нужно было. Но этого сделано не было. И результат – Паша стал жертвой маньяка. Поэтому ещё раз повторю, обвинить во всём только одну семью – это самое простое и самое ошибочное, что мы сейчас можем делать. Давайте теперь попробуем найти социальные причины этой трагедии. Кто виноват, помимо семьи? Натальи Бандурина продолжит тему».
Ломоносовский район. Симоновский ручей неподалеку от деревни Забородье. Места здесь живописные, а вода в ручье не замерзает даже в самые сильные морозы. Теперь это место навсегда будет связано с трагической смертью ребенка. 3 февраля именно здесь волонтеры, которые 4 суток искали пропавшего мальчика, обнаружили тело. Игрушки свечи и цветы везут сюда со всей округи.
Эта трагедия, без преувеличения, потрясла всех. Как средь белого дня преступник смог похитить и убить ребенка, а потом утопить в ручье не среди лесной чащи, а практически у обочины трассы? Почему убитый мальчик не ходил в школу? И почему он сел в ту самую машину на парковке гипермаркета? Мы не хотим никого обвинять, мы хотим понять почему?
Про семью ребенка известно немного, но достаточно, чтобы кое-что понять. Всего семеро детей. Младшему 6 месяцев, старшему 12. Мать не работает, с отцом детей не расписана, но при этом проживает с ним. Получает пособия. До 140 тыс. рублей ежемесячно. Есть бабушка. Активный пользователь соцсетей.
Фотографий на странице много. К слову, когда Паша пропал, в поисковый отряд отдали фото ребенка почему-то плохого качества. Его пришлось прогонять через нейросеть. Так в последствие появилась информация, что изображение не соответствует пропавшему ребенку. У самого Паши телефона не было. Или был сломан. Когда он уходил из дома, связь с ним отсутствовала. Обычно ребенок гулял на детской площадке, но чаще на парковке гипермаркета. Вместе со старшим братом мыл машины и получал за это 100-200 рублей.
Скорее всего, в семье все-таки знали, чем занимается Паша. Если нет, выводы делайте сами. В любом случае, старший брат Паши эту информацию подтвердил. И именно эти показания стали ключевыми для полиции.
Итак, мальчик пропадал без телефона, предоставленный самому себе целыми днями на улице, как говорит бабушка, зарабатывал деньги. В 9 лет. Был знаком со своим будущим убийцей, но, если верить родителям, об этом им не рассказывал. Это знакомство началось в августе 2025 года. И, по сути, в этот момент и была заложена бомба с часовым механизмом.
Как ребенок в 2 часа дня в будний день мог оказаться на парковке супермаркета? Ответ простой. В свои 9 лет Паша не посещал уроки. Нет, он не прогуливал. Он в принципе не ходил в школу.
Разговор на повышенных тонах у закрытой двери состоялся у нас с органами опеки при местной администрации Горелово. А вопросов у нас было много. По какой причине мальчик не посещал школу? Как осуществлялось сопровождение семьи? Уважаемый глава уже по телефону, если бы мог послать матом, то обязательно это бы сделал.
Наши коллеги буквально по сусекам наскребали информацию об этой семье. Удалось узнать, что мать мальчика подавала заявление в школу в электронном виде, но помимо этого нужно было еще и написать заявление от руки, пройти врачебную комиссию. Сделано этого не было, по причине сильной занятости матери. Так или иначе, подумали, видимо, в опеке, ну и ничего страшного, не ходит – и ладно…
А теперь, внимание. Многодетных семей в районе не так много, а там, где семеро детей, всего одна. Мать привлекали к административной ответственности не раз, опека признала, что дети находятся в социально опасном положении, и это все, что они сделали.
Самоустранились. Оставили семью один на один со своими проблемами. Конечно, они не комментируют, им просто нечего комментировать. Очень хотелось лично познакомиться с обладательницей почетного знака «За милосердие» и руководителем отдела опеки и попечительства МО Горелово Мариной Сергеевной Галаган, но у нее есть дела поважнее.
Свою жертву преступник приметил еще в августе. Дальше ему оставалось только наблюдать и втираться в доверие, чем он и занимался все это время. В машине убийцы были найдены конфеты, сладостями он, скорее всего, угощал детей, водил их поесть в ресторан быстрого питания. А потом неизбежно настал тот день, когда педофил перешел к активным действиям. Он усадил ребенка в машину и увез.
Для многих до сих пор вопрос, как преступник не побоялся людного места, камер. Для профессионалов, которые годами выслеживают педофилов, нет ничего удивительного в таком поведении.
Отказа преступник не принял, а дальше вы все знаете. Симоновский ручей в Ломоносовском районе.
В суде педофил сетовал, что, мол, «раздули историю из ничего». Скорее всего, ему грозит пожизненное заключение. Алексей Родин – полковник уголовного розыска в отставке, более двух десятков лет руководил так называемым «детским» отделом, раскрывал преступления против детей. Считает, что это будет единственно верное решение суда.
Эта трагедия, как обычно, стала некой лакмусовой бумажкой, она обнажила все проблемы, которые мы сегодня переживаем. С одной стороны, сотни людей в мороз, сутками искали пропавшего ребенка. Другие безразлично наблюдали за тем, как маленькие дети день за днем приходили на парковку магазина, грелись в кафе и мыли машины незнакомым дядям. И ни у кого не возникло мысли позвонить хотя бы в полицию.
В школах уже не первый год волонтеры «ЛизаАлерт» проводят уроки безопасности. Они рассказывают детям о том, что надо делать, если они потерялись, как вести себя с незнакомцами и у кого можно попросить помощи. Если бы в семье Паши с ним разговаривали, если бы сотрудники опеки помогли мальчику устроиться в школу, если бы ребенку объяснили, что мыть машины чужим дядям как минимум опасно, если бы продавцы и курьеры местных магазинов обратили внимание на маленьких безнадзорных детей, трагедии можно было бы избежать. А по факту маленький мальчик остался совсем один в мире взрослых, насколько он может быть опасным, он не знал. Ему никто об этом не рассказывал.