ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Интересные исследования были проведены одним социологическим агентством. И они свидетельствуют о том, что Санкт-Петербург занял первое место по количеству людей, которые ходят в читальные залы библиотек. Первое место. Мы даже обогнали Москву, которая заняла второе место. То есть, несмотря на то, что мы сейчас живём в век цифровой реальности, большинство из нас продолжают любить книгу. И ходить в библиотеки. И для многих петербуржцев именно библиотеки остаются одним из главных способов и образом понимания этого мира. Библиотека – это такое квантовое пространство, в которое ты попадаешь, и ты пропадаешь. Пропадает время. Уходят, заботы, проблемы. Текущая суета. Волшебный мир библиотек – который никакой цифровой мир нейронок и искусственного интеллекта никогда не заменит. И это докажет и покажет Наталья Медведева».


НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Что вы представляете, когда слышите слово «библиотека»? Читальные залы, книжные полки, тишину и строгие правила. Но за привычной картинкой скрывается гораздо больше. Целый мир. Мир библиотек!»  

В эпоху цифровых технологий, смартфонов и новостных лент, именно в библиотеке, прикасаясь к настоящей книге, человек заново учится понимать реальность. Библиотека Вольтера. Портал в эпоху Просвещения. Уникальная коллекция книг философа в Российской национальной библиотеке.

НАТАЛИЯ СПЕРАНСКАЯ, заведующий Центром изучения Эпохи Просвещения «Библиотека Вольтера» отдела редких книг Российской национальной библиотеки:
«В библиотеке всего насчитывается около 7000 томов, из них больше, чем на двух тысячах, большое количество его помет».

Перед нами одно из таких изданий. «Разоблачённое христианство». Атеистическое сочинение барона Гольбаха. Свои первые книги автор не подписывал. Этот текст ошибочно приписывали Вольтеру. И вот что он об этом думал…

НАТАЛИЯ СПЕРАНСКАЯ, заведующий Центром изучения Эпохи Просвещения «Библиотека Вольтера» отдела редких книг Российской национальной библиотеки:
«Эта книга ведет к атеизму, который я ненавижу. Здесь он пишет, что вся эта книга слишком полна пустых декламаций. Пометы часто написаны так крупно и разборчиво. Это именно для посетителей».

Так Вольтер не просто комментировал прочитанное. А превращал каждую книгу в живой диалог.  Он начался благодаря Екатерине II.

После смерти Вольтера всю его коллекцию выкупает императрица. Одно из самых значимых книжных собраний Европы хранится в Зимнем дворце.

При Николае I, считавшем Вольтера опасным вольнодумцем, библиотеку закрывают. Исключение делают лишь для Пушкина. Когда Наше Всё работает над историей Петра Великого.

НАТАЛИЯ СПЕРАНСКАЯ, заведующий Центром изучения Эпохи Просвещения «Библиотека Вольтера» отдела редких книг Российской национальной библиотеки:
«В библиотеке Вольтера сохранился комплекс материалов. Это материалы, которыми он пользовался для написания своей истории о Российской империи при Петре Великом. Вы видите, это почерк Пушкина, вот этот документ. «Краткий хронологический список важнейших деяния Петра I». Вот он его переписал».

При Александре II библиотека Вольтера переезжает в РНБ. Эта коллекция – живой памятник эпохи Просвещения. А библиотека – целый мир, где соединяются прошлое и настоящее.

В самом сердце Российской национальной библиотеки есть еще один мир. Он выглядит как декорация к легенде. «Кабинет Фауста». Готическая келья 19-го века. Прямого отношения к персонажу Гёте не имеет. Разве что напоминает его кабинет в средневековом стиле с пентаграммой на входе.

Здесь хранятся первые печатные книги. Сюда не пускают посетителей. Только научных сотрудников. Полная тишина. Скрип половиц. Чтобы попасть в другой мир, иногда достаточно переступить порог библиотеки.

Библиотека Бестужевских курсов. 70 тысяч книг, которые сто лет назад читали слушательницы Высших Женских курсов в Петербурге. И оставляли в них следы своей жизни. От трамвайных билетов до личных писем. Закладки начала 20 века для нас – документы времени. 

АЛЕКСЕЙ ВОСТРИКОВ, заведующий сектором «Библиотека Бестужесвких курсов» научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ:
«Первая страничка – это были сами по себе требования. А дальше на втором, третьем, четвертом, пятом листах собирались подписи рабочих. Потом, как мы все знаем, 9 января целая демонстрация людей пошли, чтобы вручить эти требования царю Николаю II. Они были встречены и расстреляны на Дворцовой площади. То есть мы теперь знаем, что кто-то из наших слушательниц тоже ездил по фабрикам, заводам, чтобы собрать эти сведения, а потом оставил у себя и забыл в какой-то книжке, готовясь к экзамену».

Каждый предмет – это окно в жизнь человека, который когда-то держал книгу в руках. И мы можем представить, как выглядели эти люди.

Это практически музейные экспонаты. Новые миры, которые рождается случайно. Прямо между страницами.

Библиотека Академии художеств. Старшая среди художественных библиотек России. Её основал Иван Иванович Шувалов. В середине 18-го века принёс сюда первые книги, картины и гравюры.

Именно на этих изданиях формировалась отечественная художественная школа. Библиотека была сакральным пространством, куда приходили после занятий, чтобы напрямую прикоснуться к наследию мирового искусства.

ВАЛЕНТИНА ФЕДОРЕНКО, главный научный сотрудник, научный руководитель филиала Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге:
«Наша библиотека, безусловно, живая. К нам приходят студенты, к нам приходят преподаватели. Мы многие гравюры можем найти, конечно же, в интернете, и, может быть, они будут лучшего качества. Но ничто не может заменить звук перелистывающей бумаги, осязание этих вещей, рассмотреть вблизи собственным глазом мельчайшие штрихи, которые даёт гравюра».

Сегодня библиотека – это не столько источник знаний, сколько вдохновения. Не просто другой мир, а совершенно новый. Именно здесь, в цифровую эпоху, прикосновение к настоящей книге помогает по-настоящему понять реальность и увидеть, как она устроена.

Библиотека Льва Толстого на Васильевском острове. На входе встречает, не удивляйтесь, цифровой классик.

Современная библиотека говорит на языке времени через интерактивные карты, цифровые форматы. Одно касание – и перед нами оживает история Васильевского острова.

Современная  библиотека – это целый культурный кластер. Здесь устраивают встречи, показывают фильмы и спектакли, проводят концерты. Всё, чтобы поддерживать интерес к чтению и истории. Открыть портал в новый мир, где переплетаются технологии, знания и искусство.

ОЛЬГА НИКОЛАЕНКОВА, директор Централизованной библиотечной системы Василеостровского района Санкт-Петербурга:
«Мы соединяем прошлое с будущим, являемся проводниками. Современные библиотеки сейчас это делают очень активно. И в этом, собственно, наша изюминка».

Этой библиотеке, кажется, не нужны никакие технологии и мультимедиа. Здесь и без этого хорошо.

Старинный патефон. Кресло-качалка. Сотрудница – черная кошка Багира. Здесь уютно, как дома. В каждой комнате – история.

Дом конца 19 века. На берегу Нижнего Суздальского озера. Об этих местах писал Александр Блок.  Неподалеку от этого дома снимал дачу Александр Грин. Дом-эпоха. Менялись времена. Вместе с тем и гости этого дома.

РАИСА ПАНКОВА, директор СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система» Выборгского района Санкт-Петербурга:
«В этом доме был и зубоврачебный кабинет, был и трактир, но что известно совершенно точно, что в годы войны здесь находился опорный пункт милиции. Именно сюда в тяжелое блокадное время жители приносили книги, благодаря чему здесь образовалась народная библиотека. Вот представьте, годы войны, блокада, и люди не сжигали книги, они их приносили, чтобы уберечь».

Так в 40-х в этом доме и появилась библиотека. Здесь знают читателей по именам. Вместе пьют чай и собираются, как дома. 

– Идут сегодня в библиотеку люди, молодежь?

ЕЛИЗАВЕТА ЭДВАРДС, заведующий Библиотечным культурно-досуговый центром «Старт» Выборгского района Санкт-Петербурга:
«Они не просто идут, они бегут. Ну, во всяком случае, в нашу библиотеку, точно. Наверное, атмосфера, наверное, это какое-то само место необыкновенное, сам дом необычный. Такой библиотеки больше нет в Санкт-Петербурге». Каждая библиотека уникальна. Здесь мифы соседствуют с наукой, прошлое встречается с будущим, а каждый читатель становится путешественником. Мы знаем, без прошлого нет будущего. И эта связь сохраняется через книги. А библиотеки – это не просто другой мир. Это новый мир, где даже в эпоху цифровой реальности прикосновение к настоящей книге позволяет по-настоящему ощутить, узнать и понять, как устроена реальность.