В гостях у программы «Утро в Петербурге» Пётр Семак, народный артист России и Елена Сылова, литературный директор спектакля.

Николай Растворцев, ведущий: Наш город по праву считается театральной столицей, и за кулисами его великих сцен рождаются не только спектакли, но и легенды, истории, которые передаются шёпотом в гримёрках, курьёзные случаи, моменты вдохновения. Та самая живая жизнь, живая ткань, из которой и состоит любовь к театру. А что, если пригласить одного из самых ярких и харизматичных артистов нашего времени в его собственную гримёрку после спектакля и попросить рассказать обо всём этом.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Так родился уникальный моноспектакль «Театр в лицах», где каждая встреча с залом – это новая премьера.

Николай Растворцев, ведущий: Моноспектакль – это всегда максимальная ответственность и доверие. Ваш спектакль, Пётр Михайлович, ещё уникален тем, что он меняется: в нём появляются новые истории, новые тексты, чего не бывает в классическом понимании театра. Почему для вас был важен именно такой формат? Не страшно ли каждый раз выходить, не зная, каким будет финал, как он сложится, какие слова подойдут? В чём магия этой импровизации?

Пётр Семак, народный артист России: Страшно всегда. Я помню первый свой выход на эту площадку, меня буквально трясло, потому что это был риск с моей стороны, и я шёл на него сознательно. Не был прописан окончательный текст, были только предложения. Я рассчитывал на интерес к тем историям, которые рассказываю о театре. Они живо звучат только тогда, когда ты их рассказываешь не заученно. Возникали добавления, потому что каждый раз приходит разная публика с разным настроением. Когда я чувствовал, что им интересно услышать что-то ещё, появлялись новые фрагменты. Вот так и происходит спектакль.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Елена, ваша задача – не просто записать историю, а создать литературную основу для импровизации, некий каркас, ядро из ключевых тем и текстов, оставив пространство и воздух. Как это удаётся?

Елена Сылова, литературный директор спектакля: Да, совершенно верно. Приходится подбирать истории, основываясь на общей канве. Главное, чтобы это были театральные истории, связанные либо с прошлым, либо с выдающимися коллегами Петра Михайловича, с маститыми театральными деятелями. Спектакль получился подвижным. Те, кто видел первый показ, на втором увидели бы уже другой спектакль. Мы заменили один фрагмент, потому что он не был связан с театром и не укладывался в придуманную канву. После замены всё зазвучало иначе, изменился даже темпоритм.

Николай Растворцев, ведущий: Для тех, кто только готовится к встрече и читает анонс, где сказано, что это спектакль о любви и нежности к людям театра и к вашей сценической судьбе. Как в эту ткань живых воспоминаний и актёрских баек вплетаются стихи и проза Лермонтова, Есенина, Пушкина? Это иллюстрация к вашим мыслям или граница между байками и классическим театром?

Пётр Семак, народный артист России: Это родилось потому, что всю историю я пронизываю своими размышлениями о системе Станиславского. Нужна ли она вообще, существует ли она на самом деле или только в нашем понимании как инструмент обучения. На эту канву я нанизываю все истории: воспоминания коллег, театральные казусы, которые возникали вне системы Станиславского и доказывали, что системы либо нет, либо она, наоборот, необходима. Постоянно идёт диалог – нужно это или не нужно. Классические тексты помогали мне в работе. Например, над «Братьями Карамазовыми», когда ничего не получалось, и никакая система не помогала, неожиданно помогло стихотворение Есенина и Лермонтовский «Маскарад». Финальный аккорд – Исаак Бабель и его рассказ «Ди Грассо», который я посвящаю театру как явлению, способному потрясать.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Елена, как вам удалось соблюсти баланс между драматургической целостностью и экспрессивным рассказом, огромным багажом опыта?

Елена Сылова, литературный директор спектакля: Всегда приходится балансировать, буквально идти по канату. Я существую в режиме «прытко-пишущего пера», потому что артист постоянно что-то вспоминает, фонтанирует. Есть история, как учитель говорил, что, если бы сцена была канатом, а не площадкой 9 на 9, артистов было бы гораздо меньше. Такие сюжеты накапливаются, и в итоге рождается история автобиографическая, но одновременно универсальная. Она о природе творчества, о профессии артиста, о том, как это сложно и как прекрасно выходить на сцену.

Николай Растворцев, ведущий: Для кого в итоге этот спектакль? Для искушённого театрала или для любого человека, который хочет прикоснуться к тайне профессии?

Пётр Семак, народный артист России: Понять это сложно. Творчество – в природе человека. Я делал этот спектакль из любви к своим учителям и коллегам, живущим и ушедшим. Это личная история и в каком-то смысле исповедь. Поэтому я играю её с удовольствием и всегда по-разному.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Елена, на какого зрителя вы рассчитываете?

Елена Сылова, литературный директор спектакля: То, что я увидела, – это универсальная история. Молодые находят в ней свои смыслы.

Пётр Семак, народный артист России: Кто-то из молодых сказал, что это стендап для интеллектуалов.

Елена Сылова, литературный директор спектакля: Старшее поколение вспоминает спектакли и звёзд, которых они видели, возвращается в свою молодость. Для других это возможность прикоснуться к театру, даже в образовательном смысле. Есть смешные и серьёзные сюжеты, это спектакль-размышление.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: С каким послевкусием должен выходить зритель из вашей гримёрки?

Пётр Семак, народный артист России: После спектакля есть возможность общения. Мы всегда благодарим зрителя за этот вечер. Спектакль получается тёплым, душевным, и люди выходят немного просветлёнными.