В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в фокусе нашего внимания – культура России второй четверти XVIII века: фарфор, стекло, серебро. Заключительный раздел экспозиции – «Галерея Петра Великого». «Галерея Петра Великого» – масштабный проект, экспозиция, посвящённая личности первого российского императора. Первые залы открылись ещё в 2022-м году, когда мы праздновали 350-летие Петра. В чём уникальность, особая ценность? Почему возникла культурная необходимость, запрос на создание выставочного пространства, посвящённого Петру I? Настолько подробно вы осветили разные стороны культурной жизни той эпохи?
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: У нас до открытия «Галереи Петра» в течение многих лет, десятилетий существовала постоянная экспозиция, которая называлась «Русская культура первой половины XVIII века». Потом эти залы закрылись на реконструкцию, и дальше нужно было не просто обновить экспозицию, а переосмыслить её. Очень важно было сделать акцент на том, что в Эрмитаже хранится мемориальная коллекция Петра I. Наша задача заключалась в том, чтобы сделать акцент именно на Петре, на его личности, на его деяниях. Наша галерея включает тему Петра, его преобразований и дальнейшего развития этих преобразований, продолжения его деятельности при Анне и Елизавете Петровне. Наша задача была именно коллекция.
Тимофей Зудин, ведущий: Давайте поговорим об этом разделе. Он посвящён преимущественно второй четверти XVIII века, времени уже без Петра, когда он покинул и свой пост, и этот мир. Каким образом этот раздел продолжает или завершает общую концепцию галереи, сфокусированной на личности Петра?
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: В XVIII веке времени без Петра не было, потому что это эпоха дворцовых переворотов. Это период, когда многие годы и десятилетия были живы люди, помнившие Петра, участвовавшие в его преобразованиях. Каждый император XVIII века, вступая на престол, провозглашал себя последователем, преемником и продолжателем его дела. Наверное, до Елизаветы, даже до Павла I, который поставит памятник прадеду. Это было очень важно. Пётр успел многое, но не всё.
Тимофей Зудин, ведущий: Анна Иоанновна тоже декларировала своё преемство?
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Она была племянницей Петра, дочерью его брата и соправителя. Всем женщинам XVIII века, пришедшим к власти в результате дворцовых переворотов, было важно закрепиться на троне. Их главный девиз заключался в обращении к авторитету Петра: я продолжаю его дело, я его родственник или политический преемник. Поэтому в последующих залах мы делаем акцент на том, как развивались мануфактуры, заводы, как развивались тенденции в культуре и искусстве, заложенные при Петре. Это отличает нашу новую экспозицию галереи Петра Великого.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Были ли у вас сложности творческого характера при выборе того, что должно войти в эту часть экспозиции?
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Сложность одна: наши коллекции настолько богаты, что хочется рассказать обо всём, хочется показать всё, но залы диктуют объём, и необходимо отбирать предметы. Всегда найдутся люди, которые скажут: «А почему вы не показали такую-то тему?» Мы отвечаем, что не снимаем фильм и не пишем книгу, мы исходим из экспонатов. Если у нас нет предметов, которые ярко и объёмно определяют тему, мы её не раскрываем. В этом тоже есть сложность.
Тимофей Зудин, ведущий: Предметы роскошные, их художественная ценность очевидна. Что они могут рассказать о нравах аристократии того времени? Что через эту утончённость и роскошь транслировали их владельцы?
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Прежде всего, свой достаток, потому что это очень дорогие вещи. Фарфор назывался белым золотом королей, и большинство представленных предметов принадлежали императрице. Это демонстрация окончательного закрепления европейской культуры в России. Античные мотивы, сервировка стола, пиршества, парадные обеды, ассамблеи, французская сервировка, приходящая в Россию. Во второй четверти XVIII века появляется понятие «сервиза», и отечественные производства начинают создавать подобные вещи. Производства основаны при Елизавете Петровне или ещё при Петре, если говорить о стекле. Это достаток и принадлежность к общеевропейской культуре.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Чем принципиально отличается эстетика предметов послепетровской эпохи, аннинского и елизаветинского времени, в контексте русского декоративно-прикладного искусства?
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Во-первых, это расцвет барокко и рококо. Обилие декора, пышность, богатство и изящество. Эти предметы интересно рассматривать. Фарфоровые цветы, тонкие гравировки на стекле. Очень тонкая работа русских мастеров. Мы подчёркиваем, что это вещи, созданные в России. Русский фарфор делался из отечественного сырья. Серебро также производится в России.
Тимофей Зудин, ведущий: Давайте подробнее о фарфоре. Вы уже сказали, что его называли белым золотом, а виноградовский фарфор – начало русского фарфора. Это уникальные технологии, родившиеся у нас?
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Да, это технологии, созданные на русской земле, когда Дмитрий Иванович Виноградов разработал рецептуру фарфоровой массы, конструкцию печей, рецептуру глазурей. Россия, как и Европа, изобрела свой фарфор, не перенимая китайский. Особенность русского фарфора в том, что он делался из отечественного сырья, без ввоза материалов. Поскольку изобретение принадлежит Виноградову, ранний фарфор называется виноградовским. У нас уникальная коллекция, поскольку мы храним императорские собрания: первые предметы делались для императрицы. В экспозиции представлен первый сервиз, табакерки, адресованные императрице, и уникальная чашечка с монограммой Виноградова и датой 1749-го года.