ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Но начинаем мы с самого резонансного события этой недели. Очень нехарактерного для нашего спокойного и безопасного Петербурга. Давно мы такой картинки не наблюдали.

Итак. 30 ноября на Васильевском острове было зафиксировано массовое шествие подростков. Почти детей. От 12-ти до 15-ти лет. Всего в нём приняло участие несколько сотен человек. Они шли по улицам города, кричали, ломали и крушили всё на своём пути. Хотели сначала перевернуть автобус, потом  бросались под машины на трассе ЗСД, перебегая перед несущимися с сумасшедшей скоростью автомобилями. Чудом их не сбили. Несколько машин из-за экстренного торможения чуть не врезались друг в друга. Потом подростки разрисовали и изуродовали остановку общественного транспорта. Такая неуправляемая буйная толпа двигалась по улицам города. Назвали свою акцию они, как сообщил один из участников, «Парад Golden City». Из названия следует конечная их цель. Дойти до жилого комплекса с одноимённым названием и забраться на его высотную крышу. Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы не оперативное реагирование ГУВД. Силовики мгновенно выехали на место происшествие. Всех разогнали. Три десятка участников акции задержали. Но потом отпустили. Ведь они несовершеннолетние. Ну, и этот дерзкий и лишённый всякого смысла парад прошёл очень быстро. Он прошёл. Но вопросы, связанные с этим событием, остались.

Кто это всё это организовывал через социальные сети? Как он, кто это делал? Зачем он это делал? Самое главное, когда это может повториться  вновь? Эта толпа состояла не только из петербуржцев. Были дети из Великого Новгорода, Ленинградской области. То есть их кто-то намеренно собирал под знаменем некоего «Парада». По неофициальной информации это делал через соцсети создатель чата, в который входят различные запрещённые законом молодёжные группировки: руферы, зацеперы, диггеры и далее по списку. И уже по официальной информации, в качестве подтверждения этой версии на днях  центр «Э» задержал подозреваемого, которым оказался 18-летний второкурсник IT-колледжа, проживающий в Приморском районе города. Он сейчас находится в изоляторе временного содержания. Именно он, предположительно, и бросил свой призыв в социальные сети о проведении этого массового несанкционированного парада. И подростки как мотыльки слетелись на этот призыв.

И вот, опять возникает эта проблема. Какие силы могут управлять толпой, используя цифровое пространство? Почему чаще всего это силы зла? Как остановить их? И когда будет повторение этого «Парада»? Наталья Медведева продолжит тему».


30 ноября. Приморский Район. На этих кадрах подростки толпой бегут за автобусом. Цепляются сзади, пытаются забраться на крышу. А здесь уже едут в троллейбусе, наводя ужас на пассажиров. Всё происходящее получило название «Парад».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Через социальные сети и мессенджеры подростки договорились встретиться около 14 часов у станции метро «Приморская». Десятки несовершеннолетних организованной толпой, отправились к новостройкам на намыве. По дороге подростки разрисовали остановку у Линейного парка. Среди надписи есть экстремистские символы. А потом вышли на ЗСД, где машины летят со скоростью 110 километров в час. Подростки стали перебегать скоростную магистраль».

Толпа двигалась по одинаковой траектории, будто кто-то указал точный маршрут и правила игры. Даже придумал название «Парад». Но как один пост собрал почти сотню несовершеннолетних в одном месте? Почему они пошли штурмовать жилой комплекс? А главное, кто их организовал?

СЕРГЕЙ РАЦ, ветеран ФСБ:
«Группа создаётся исключительно только по определённым, совершенно конкретным планам. Эти люди – профессионалы, специально подготовленные психологи, потому что просто так сориентировать и сделать из подростка абсолютно управляемую юную машину – это не так-то просто. За счёт методики. То есть это и называется обработка, психологическая обработка».

То, что случилось на Васильевском острове, не появилось из ниоткуда. Это поколение растёт в цифровой среде. И она далеко не всегда безопасна. В ней легко рождается агрессия. А толпа становится инструментом для тех, кто умеет ей управлять извне. Главный вопрос, что мы можем сделать, чтобы защитить подростков в реальности?

Мы решили провести социальный эксперимент. Проверить, насколько легко вовлечь подростка через интернет. Влад – стример. На его трансляциях до десяти тысяч зрителей. Достаточно одной фразы в эфире, чтобы чат взорвался комментариями и реакциями.

– О чем ты можешь попросить свою аудиторию?

ВЛАДИСЛАВ «КРУТОЙ МАФАНЯ», стример:
«Да о всём, о чём угодно. Пойти проголосовать, подписаться на кого-то, пойти на улицы, собраться. Всё, что угодно. Абсолютно».

– А где тогда вот эта грань допустимого?

– Призывы к чему-то плохому, к митингам, любые моральные общепринятые планки. Ты понимаешь контекст, где ты находишься и что ты говоришь в интернет, но опять же, с учётом опыта, таких людей, которые не следят и не фильтруют свою речь рано или поздно закрывают в тюрьму или отменяют в интернете.

Эксперимент показывает: вовлечь подростка в действие несложно. Вопрос только в том, кто стоит по другую сторону экрана. И какие у него цели. Так, например, в популярной среди подростков игре Roblox понять это практически невозможно. Это не просто  игра, а полноценная онлайн-платформа. Пользователи создают виртуальные миры и приглашают туда других игроков. По сути,  это мессенджер. Где можно играть и общаться, при этом соблюдая анонимность. Но попасть в игру сегодня уже невозможно: серверы Roblox в России заблокированы. 3 декабря Роскомнадзор объявил об ограничении доступа к платформе.

ОЛЕГ МАТВЕЙЧЕВ, заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:
«Роскомнадзор вступал в переписку с производителями игр, с владельцами этих платформ, вот этот Roblox удалял какие-то сцены по просьбе Роскомнадзора, но в незначительном количестве и не всегда отвечает на их запросы. Будем предпринимать все меры для того, чтобы эта игра не циркулировала в нашем интернет-пространстве, чтобы не было возможности у детей ею пользоваться».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«О блокировке самой популярной игровой вселенной Roblox заговорили после того, как в Петербурге 13-летняя школьница зарезала свою мать. На теле женщины насчитали больше 10 ножевых ранений. Сразу после этого девочка устроила пожар на кухне и вызвала спасателей. Все произошло здесь. В этой квартире на первом этаже».

По предварительной информации, школьница набросилась на маму во время ссоры, потому что та запрещала ей гулять и сидеть в телефоне. Следствие не исключает, что девочка могла спланировать всё заранее в видеоигре. В соцсетях школьницы обнаружили ролики из Roblox, где её персонаж танцует в горящей комнате. Несёт на руках раненого. Что это – сценарий расправы или случайное совпадение? Как такое возможно, чтобы 13-летний, которые не состоял на учете у специалистов, внезапно убил свою маму?

ОКСАНА ЗАЩИРИНСКАЯ, доктор психологических наук, профессор:
«Чтобы поднять руку на свою маму, нужно находиться в особом состоянии, изменённом. Мы называем это физиологическим аффектом, когда человек не понимает, что он делает. Это точно не мать одна виновата, это стечение каких-то разных неприятных обстоятельств».

Это не первый случай, когда название игры «Роблокс» звучит в сводках криминальных новостей. В сентябре в одном из отелей Петербурга 18-летний преступник убил девочку 15-ти лет. Он нанёс ей 30 ножевых ранений за то, что та отказалась с ним встречаться. Подростки познакомились в «Роблокс».

Но как бы не винили во всём игру, она всего лишь инструмент, которым пользуются мошенники. Это сообщение пришло сыну Катерины. Мошенники вышли на него через официальную страницу любимого блогера. Предложили ценный приз. Бонусы в игре. Чтобы его получить, для начала надо было просто сфотографировать экран телефонов родителей.

КАТЕРИНА АРБУЗОВА, мама ребенка – жертвы мошенников:
«Эти люди просто ведут ребенка, что ему нужно сделать. В моменте, получается, когда нужно было открыть банки уже, они начали пробовать какие-то ему подсказывать цифры, чтобы он пробовал их вводить. Я просто забрала у ребенка телефон, потому что я не знаю, какое будет воздействие. У меня нет вопросов к игре, у меня нет абсолютно вопросов к блогеру. Просто у него покупают рекламу, зная его аудиторию, зная, что там дети. Просто это идеальное место, целевая аудитория мошенников».

Онлайн-игры уже давно превратились из простого развлечения в стиль жизни молодого поколения. И именно в цифровом пространстве подростки нередко ищут ответы, поддержку и авторитеты, которых нет рядом в реальности. Поэтому внимание со стороны родителей здесь должно быть особо пристальным.

АННА МИТЯНИНА, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге:
«Можно много говорить о том, что лучше нужно воспитывать, должен быть досуг, но по факту мы видим, что часто бывает, когда дети предоставлены сами себе. Усугубляется положение ребёнка в ситуации, когда родитель ведёт асоциальный образ жизни. И самый главный фактор провоцирующий – это безразличие окружающих, невнимание к судьбе маленького человека».

Да, мы никогда не узнаем, что происходит в семье за закрытой дверью. Но именно дома закладываются первые реакции, привычки и эмоции, которые потом проявляются на улице  или в сети. Железнодорожный вокзал в Павловске. Вот что происходит здесь по вечерам: «Хотим чтобы родители заметили неадекватное поведение своих детей. Провели воспитательные беседы, а то скоро это перейдет все границы!»

Остаётся только догадываться, знают ли родители о происходящем или нет. Или может быть именно дом становится источником агрессии, которую дети выпускают на улице? А может, причина не только в семье, а в силе толпы, которая способна превращать обычное поведение в опасное?

Институт философии университета Герцена. Тренинг по психологии толпы наглядно показывает – даже в молчаливой хаотичной ходьбе быстро появляется лидер. Жмет руку одному человеку, тем самым запуская целую цепочку рукопожатий. У этого есть научное объяснение. Когда в толпе рождаются лидеры, у остальных участников  исчезают сомнения и включается эмоциональная заразительность. «Я» растворяется в «мы». В интернете это этот эффект только усиливается.

АЛЕКСЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, директор института философии человека Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена:
«В интернете еще меньше ответственности, потому что в интернете, получается, что не совсем я пишу. Вот я пишу через свою клавиатуру, гаджет, еще что-то, и пишет-то мой «аватар». Человек же существо социальное, особенно если мы говорим о молодежи, о подростках. Им-то важно принадлежать к определенной группе. Когда кто-то оказывается в какой-нибудь полукриминальной группировке, может быть, случайно, но он будет вести себя так, как это принято в этом сообществе. Даже если он не вполне разделяет эти ценности и эту норму. Просто хочется нравиться, просто хочется того, чтобы его оценивали как своего».

Молодое поколение растёт в особой информационной среде. Она становится важной частью жизни. Следы вандализма – разрисованная остановка на Васильевском острове – будут стёрты, но последствия подобных акций останутся в сознании детей и общества. Самый надежный способ не допустить серьезных последствий – это быть рядом с детьми. Не через чат или мессенджер! А просто спросить у ребенка «как дела». Показать, что его слышат и понимаю. Именно так мы можем дать защиту и поддержку, которых детям так не хватает в цифровом мире.