ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ну, а теперь давайте из будущего, которое мы ждём, приближая Новый год, полетим в далёкое прошлое. Очень далёкое прошлое. Доисторическое. Перенесёмся сразу назад на 385 миллионов лет. Если вы думаете, что я сейчас буду вам рассказывать что-то из жанра фантастики, вы ошибаетесь. Это далёкое прошлое можно увидеть. Если не прикоснуться, то увидеть точно.
И находится этот осколок далёкой эпохи в Палеонтологическом музее СПбГУ. Именно туда была доставлена сенсационная находка петербургских учёных. Это окаменелость фрагмента древнего дерева, которую нашли в Лужском районе. Когда провели анализ, все ахнули. Этому пню 385 миллионов лет! Это девонский период в истории нашей планеты. Ещё задолго до динозавров, уж не говоря про человека. В начале среднего девона появились первые настоящие леса и наземные беспозвоночные. Продолжалось освоение суши: распространялись многоножки, возникли ранние формы пауков, клещей и других насекомых. Климат в целом оставался тёплым, тропическим. Даже там, на месте находки в Лужском районе.
Итак. Есть пыль веков. А это пень веков! Сенсационная находка петербургских учёных. Что теперь будут делать с этим уникальным пнём? И какие тайны происхождения жизни на земле с помощью него мы теперь сможем открыть? Никита Пежемский расскажет подробнее».
НИКИТА ПЕЖЕМСКИЙ, корреспондент:
«Петербург – колыбель отечественной палеонтологии. Сама земля, по которой мы ходим, скрывает тайны доисторических времен. Например, здесь, на Поклонной горе, 8000 лет назад находился берег древнего Литоринового моря. Однако по сравнению с сенсационной находкой петербургских ученых оно – лишь младенец».
Ни щебета птиц, ни жужжания насекомых. Лишь лес и шепот волн. Так выглядела Ленинградская область миллионы лет назад. Но до первых динозавров, в эпоху девона, здесь уже существовала жизнь.
Время идет, меняется ландшафт. И вот, среди насыпей кварцевого песка Толмачевского карьера петербургских ученых ждал осколок прошлого.
Исследователи осторожно освобождали находку лопатами и кистями. Через несколько часов палеонтологи замерли. Ископаемое напоминало пень с мощной корневой системой.
ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ, заведующий Палеонтологическим музеем СПбГУ:
«Обычно возраст узнают по фауне, по вмещающей фауне. То есть, как бы есть пень, да, ну или какой-то объект в породе, и мы смотрим из этих же пород остатки других каких-то животных».
385 миллионов лет «протопень» ждал своего часа. Перевезти ископаемое оказалось сложно. Длина – 1,5 метра, а вес – 400 килограмм. Тогда палеонтологи проклеили находку и разделили на части.
Уже в лаборатории каждый миллиметр очищают от песка. После – хрупкие части оставляют на просушку. Но дотронутся до свидетеля доисторической эпохи нам всё же удалось. Возможно, такой мир он видел миллионы лет назад.
СЕРГЕЙ СНИГИРЕВСКИЙ, старший преподаватель кафедры осадочной геологии СПбГУ:
«Нужно понимать, что Земля была другой. Во-первых, материки располагались по-другому. Во-вторых, на материках не было оледенений. В-третьих, было совершенно другое соотношение кислорода, углекислого газа, азота в атмосфере».
Современному человеку в девонский период пришлось бы нелегко. Жаркий климат, недостаток кислорода в воздухе. Да и в сутках было меньше часов, ведь планета вращалась вокруг своей оси быстрее.
ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ, заведующий Палеонтологическим музеем СПбГУ:
«Еще позвоночных как таковых на суше не было. Были беспозвоночные наподобие, например, многоножек, какие-то членистоногие…».
НИКИТА ПЕЖЕМСКИЙ, корреспондент:
«Девон по праву называют эпохой рыб. В мелководных морях водились маленькие особи и настоящие гиганты размером с автобус. Фауна только начала выходить из воды. Их на несколько лет опередили растения».
СЕРГЕЙ СНИГИРЕВСКИЙ, старший преподаватель кафедры осадочной геологии СПбГУ:
«И понятно, что в связи с выходом растений на сушу и приспособлению ко многим различным новым местам обитания, природа пробовала разные варианты. И, скорее всего, та находка, о которой мы сейчас говорим, это какой-то один из вариантов проб и ошибок, которые происходили в геологическом прошлом».
Сегодня основная цель палеонтологов Санкт-Петербургского государственного университета – выяснить происхождение находки. Ведь в начале раскопок исследователи даже не понимали, на что наткнулись.
ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ, заведующий Палеонтологическим музеем СПбГУ:
«Из этого карьера были известны только прототакситы. Не по научным публикациям. Поэтому, первое, что пришло на ум, что, наверное, это тоже крупный прототаксит».
Что такое прототакситы, ученые спорят больше 160 лет. Чем их только не считали: и водорослями, и грибами, и даже отдельным царством живых существ.
ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ, заведующий Палеонтологическим музеем СПбГУ:
«Сейчас он приехал уже к нам в лабораторию, можно будет и сделать шлифы, и посмотреть более подробно. Но сейчас всё-таки кажется, что это должно быть древнее дерево девонское».
Углубиться в вопрос позволят лабораторные анализы. Тонкие срезы с находки, или шлифы, рассмотрят под микроскопом. Ведь гость из прошлого уже успел удивить палеонтологов.
СЕРГЕЙ СНИГИРЕВСКИЙ, старший преподаватель кафедры осадочной геологии СПбГУ:
«Вот мы с вами видим на улице любые наши древесные растения. Эти древесные растения обладают разными тканями. У них есть покровные ткани, проводящие, основная ткань, механические и так далее. Эти ткани построены разными клетками. Но здесь то, что мы увидели – там нет дифференциации тканей».
Исследователи выдвинули две гипотезы. Первая – ископаемое просто плохо сохранилось. А вторая – там, в Толмачевском карьере, найден новый вид растения.
Но как он оказался здесь? Почему за столько лет палеонтологи не находили похожих окаменелостей? А может, «протопень» и вовсе внеземного происхождения?
Делать выводы специалисты пока не решаются. Узнать о находке все детали удастся не раньше, чем через год.
Учёным предстоит сделать порядка 20 разрезов – вдоль и поперек. Только так возможно найти подсказки о происхождении уникальной находки. А затем, как в объемных пазлах, исследователи по кусочкам соберут ископаемое заново.
НИКИТА ПЕЖЕМСКИЙ, корреспондент:
«Писатель Владимир Солоухин утверждал: красоту и тайны мира можно найти в капле росы. Девонский пень – одна из таких капель. Пройдет чуть больше года, и петербуржцы сами увидят находку – на экскурсии в Палеонтологическом музее. А ученые Северной столицы, возможно, разгадают еще одну загадку нашей планеты».