ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим нашу тему неповторимой феноменальности нашего города. И поговорим теперь о квартирах. Для справки, в Санкт-Петербурге насчитывается 2 миллиона 237 тысяч квартир. Самая дорогая на данный момент квартира стоит 2 миллиарда 221 миллион. Находится в Центральном районе, в районе Тверской улицы. А самая большая  квартира – это 6-комнатные апартаменты на улице Чайковского. Их площадь, внимание, 1 000 квадратных метров. То есть почти километр, если сложить все метры в одну линию.

Но мы будем говорить о других квартирах. О самых петербургских в Петербурге. Эти квартиры вы редко найдёте среди объявлений о продаже. Но именно они позволяют понять, что это значит – жить в Петербурге. Поэтому мы наш следующий репортаж так и назвали – «Петербургские «трущобы». Но слово «трущобы» поставили в кавычки. Потому что речь идёт не о трущобах в  буквальном смысле этого слова. А о трущобах как признаке высшего уровня степени именно петербургского вида жилья. Наталья Бандурина проведёт нам экскурсию по ним».


НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Миллионы квадратных метров жилья. И с каждым годом появляется все больше и больше жилых домов. Итак, место жительство – Cанкт-Петербург. А что это значит? Это немного авантюра, целая философия и, безусловно, большая ответственность».

Жизнь во дворце. Как можно ее себе представить? Роскошь, комфорт и особое привилегированное положение. А теперь знакомьтесь, счастливый обладатель квадратных метров в старинном Николаевском дворце.

В зале, она же кухня, кладовка и гостиная. На плите Ольга кипятит воду, чтобы помыться.

Когда-то ордер на эту квартиру получила ее бабушка, она работала дворником, так семья Леонтьевых здесь и обосновалась. Само здание дворца принадлежало профсоюзам, в какой-то момент почему-то оно было признано нежилым, хотя здесь жили люди совершенно законно, более того, со временем у здания появился новый адрес. В паспорте у Ольги значится Конногвардейский бульвар, 19. Тогда как сегодня это же здание расположено по адресу: площадь Труда, 4.

Ольга очень хочет покинуть свой дворец, который стал для нее, по сути, западней. Ей никак не доказать, что она имеет право на эту собственность, чтобы город или новый собственник предоставил ей новое жилье. Во всем дворце сейчас остались всего три человека: Ольга ее сын и брат.

А недавно весь комплекс зданий передали Дому музыки. Придет время, и здесь начнется ремонт. Что будет с обитателями старинного особняка, непонятно.

Марина – яхтсмен со стажем . Участвует в регатах, в составе женской сборной. В прошлом году окончание сезона праздновали здесь, на корабле по имени «Бармалей». Праздник праздником, но в тот самый момент Марина поняла, что никуда не хочет больше отсюда уходить. Так «Бармалей» стал вторым домом для семьи Марины. По сути, еще одним членом семьи, потому как требует к себе много внимания. Поддерживать систему фильтрации воды, протравливать помещения – все это нужно делать постоянно.

Печка-буржуйка – пожалуй, единственный предмет не с корабля. Все остальное на месте. Даже штурвал. Пока корабль на приколе, двигатели законсервированы, но в планах у семьи летом отправиться в морское путешествие, не выходя из дома. И все это очень по-петербургски конечно.

Сначала на лифте до 18 этажа, там еще два лестничных пролета, потом через площадку на крыше – и вот ты оказываешься в стеклянной башне. Это такая доминанта современного района Озерков. Здесь особенно хорошо встречать закаты и рассветы. Сейчас, когда в Петербурге небо серое большую часть времени, огни мегаполиса – отличная альтернатива для медитации.

Все началось с того, что однажды Анатолий, он на тот момент работал в консалтинговой фирме, искал место для офиса своей конторы. Как вдруг ему попалось вот это здание на самой крыше многоэтажки. Так оно выглядело, когда сюда впервые пришел Анатолий. Теперь здесь мастерская художника, студия для занятий вокалом и просто место, из которого не хочется уходить. От прагматичного бизнесмена почти ничего не осталось, теперь он часами пропадает у мольберта, снимается в клипах и кино и подолгу смотрит в свои панорамные окна.

Да, и это тот самый редкий случай, пожалуй, когда не человек красит место, а место меняет человека.

Метро «Приморская» в шаговой доступности. «Дом новый. Лифт, детская площадка и очень тихие соседи», – наверное, так бы выглядело объявление о продаже жилья в доме на улице Беринга. Один лишь забор отделяет мир живых и мертвых. Смоленское кладбище буквально под окнами многоэтажки. Местные привыкли и не считают такое соседство чем-то из ряда вон.

В свое время Инна искала квартиру с видом на Финский залив. Ей хотелось истинно петербургского вида из-окна. В итоге она его получила.

Куда-то переезжать девушка не собирается. Ей нравится все, что ее окружает. Более того, именно здесь после трудного рабочего дня или осенней депрессии вид из окна лечит лучше любого психолога.

Как должна выглядеть истинно петербургская квартира? Во-первых, она должна быть большой по площади. Эта, в знаменитом доме инженера Бака, в первоначальном варианте было больше 300 метров. Второй необходимый минимум – это высокие потолки, лепнина и наборный паркет. А в этой еще и стекла в дверях не из стекла, а, внимание, из хрусталя.

Квартира была коммунальной, ее расселили и попытались воссоздать ее первоначальный облик. Интересно, что сделали это москвичи, отчаянно влюбленные в Петербург. И у них, к слову, получилось.

Печи действующие, окна оригинальные (даже мраморные), подоконники сохранились, инструмент в зале разве что требует настройки, а так это действительно жилое помещение без налета хоть какой-то музейной патины. И это тот случай, когда люди не просто обустраивают свой быт, а вкладываются душой в сохранение истории. Можно читать книги о том, как жили наши предки, а можно «читать» вот такие квартиры, и в чем-то они могут рассказать нам больше или ответить на вопросы. В любом случае, на воде, в многоэтажке на самой ее крыше, или даже рядом с кладбищем можно жить счастливо. Петербург каждому найдет жилплощадь по душе.