В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Хотя до православного Рождества ещё больше месяца, театральный «Рождественский парад» уже готов начать своё шествие. Он стартует завтра, 6-го декабря, чтобы представить искушённой петербургской публике всё многообразие современной театральной сцены. «Рождественский парад» – один из старейших театральных фестивалей, 32-й по счёту. Это солидный стаж. Чем будете удивлять в этом сезоне, в этом году?

Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад»: Да, вы правы, это один из старейших фестивалей, который удивительным образом прошёл через пандемию вживую, а не онлайн. Чем будем удивлять – если бы я знал. Думаю, даже наш экспертный совет, который отбирает спектакли, не знает заранее. Одно дело – смотреть видео, если речь не о Петербурге, и совсем другое – увидеть спектакль. Бывает, по фрагментам выбираем, потому что попасть на всё сложно: мы должны за 10 дней посмотреть около 20-ти спектаклей, а заявок – примерно 60. У экспертного совета огромная работа. Мы с жюри приходим, смотрим, обсуждаем. Так что удивлять, конечно, будут, и на каждом фестивале всегда есть что-то, чего раньше не было – хорошее, разумеется.

Николай Растворцев, ведущий: Какие добрые сюрпризы вы можете вспомнить?

Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад»: Лучше скажу о том, что мы ждём. У нас всё время появляются новые города и страны, география расширяется сама собой. Помимо тех, кто был не раз – Москва, Пермь, Уфа, Великий Новгород, – в этом году впервые Рязань, Кемерово. Международный статус поддерживает Киргизия – Бишкек. Ещё у нас большое сюрприз-открытие: послезавтра на большой сцене Дома актёра будет спектакль по Ремарку, по роману «Три товарища». Наши давние друзья, хороший театр из посёлка Александровская, Санкт-Петербург. Они бывали у нас, брали Гран-при. Начало в 15.00 дня, закончится около 22.00 вечера.

Николай Растворцев, ведущий: Будет ли перерыв?

Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад»: Будет два перерыва. Уже всё разобрали. Это удивительно, потому что большие государственные театры редко могут себе такое позволить. А они могут – молодцы. Все, кто видел спектакль, говорят, что он очень хороший. Я считаю, туда уже не попасть.

Николай Растворцев, ведущий: Но раз это фестиваль с жюри, то есть конкурс. В спорте всё понятно, а в творчестве на что вы ориентируетесь? Что для вас показатель, что из большого количества хороших, необычных спектаклей попадает в сердце?

Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад»: Тема сложная, даже драматическая. Вопрос о нужности фестиваля, о критериях, которых нет. Тут можно задержаться на час, но времени мало, поэтому кратко. Есть основа профессии, профессионализм. А есть то, что называется «дыханием зрительного зала». Нам не подходит театр «для театра», «для критиков», «для профессионалов». Я убеждён, что главный компонент театра – зрители. Без зрителя всё теряет смысл. Не всегда приятно это признавать режиссёрам, артистам, критикам, но это так. У нас есть команда, которая серьёзно продвигает фестиваль: билеты буквально сметают. Спектакли в основном камерные, но собрать аншлаг на камерный спектакль – тоже задача. Главная площадка – большой зал Дома актёров, но задействованы и театры Комиссаржевской, Малыщицкого, новые площадки, театр «Суббота», театр «Комик-Трест». Много интересного каждый раз. Мы постоянно мчимся по городу, но в этом году программа компактнее.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Широк ли диапазон театральных жанров? Как современные тенденции отражают независимые театры?

Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад»: Вот они как раз и отражают. У нас нет заранее заданных номинаций. Есть несколько кукольных спектаклей – значит, есть номинация «Театр кукол». Много музыкальных, много синтетического жанра. Тенденция – синтетический театр. Я бы сказал – всякий театр. Сейчас тенденция как у повара Ноздрёва: бросаешь в котёл всё, что есть на кухне, и что-то получится. Это хорошо. Иногда жанр определить сложно.

Николай Растворцев, ведущий: А вам это профессионально нравится? Такие смелые решения, где непонятно по названию, непонятно по замыслу.

Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад»: В вашем вопросе уже содержится мой ответ. Нет, не нравится.

Николай Растворцев, ведущий: Может, наоборот, вы хотите строгих жанров: мюзикл – значит мюзикл, драма – значит драма?

Михаил Морозов, заслуженный артист России, председатель жюри фестиваля «Рождественский парад»: И я, и вы, и зрители, и артисты хотели бы, чтобы спектакль был живой. Чтобы было интересно, неожиданно, но, если это «Ромео и Джульетта», то чтобы там были Ромео и Джульетта, чтобы была история. Чтобы русло было широкое, как Нева у Петропавловской крепости, но границы всё-таки оставались.